Публикую заключение социологического исследования, проведенного одним из "прокремлевских" исследовательских центров для высшего руководства Российской Федерации. Исследование профессиональное, не предвзятое, объективное и очень объемное (вывесить в полном объеме не представляется возможным). Кремль интересует только реальная картинка в регионе. Рекомендую к прочтению для тех, кому интересно, что же в Москве думают об Осетии...
Социологическое исследование: "Социально-экономическая и социально-политическая ситуация в Республике Северная Осетия-Алания"
Республика Северная Осетия - Алания является сравнительно благополучной территорией Северного Кавказа. Национальные отношения, социально-экономическая, политическая ситуация в целом находятся под контролем федеральных и региональных властей. Существуют признаки, свидетельствующие о том, что позитивные изменения в стране в целом характерны также и для Северной Осетии. Здесь практически отсутствуют сепаратистские настроения, граждане всех национальностей единодушны во мнении, что будущее региона возможно только в составе России, экономические, политические структуры республики, институты гражданского общества должны быть глубже интегрированы в общероссийское пространство.
Однако, как и в любом общественном организме, здесь существуют проблемы, которые требуют постоянного вмешательства со стороны политических партий, региональных и федеральных властей, общественных организаций, национальных объединений. Любые социально-экономические изменения в многонациональной республике приобретают дополнительные черты и испытывают влияние этнического фактора. Память о недавних межнациональных конфликтах жива. Республика испытала на себе последствия 18-месячного конфликта между Южной Осетией и Грузией (1991-1992), вторжения ингушских боевиков в Пригородный район (1992), Бесланской трагедии (2004) , вооруженного конфликт между Россией и Грузией (2008).
Осетины и русские с уважением относятся друг к другу, стремятся даже случайно не допустить бестактность в отношениях, но этнические различия существуют, и оба этноса имеют несовпадающие картины мира. Русское население живет воспоминаниями о советском прошлом, считает себя связанным с федеральным центром, мечтает о возврате к временам, когда республика была индустриальным и интеллектуальным центром Кавказского региона. Русские и представители ряда других национальностей из центральных районов РСФСР ощущали свою особую миссию, которая заключалась в обеспечении интеграции республики и всего бывшего пространства СССР. Для русских важно, что территория Северной Осетии присоединилась к России добровольно (1774 г.), тогда как ряд других регионов «завоеваны Ермоловым». Удельный вес русского населения в составе населения РСО постепенно сокращается, что связано с оттоком квалифицированной рабочей силы из Владикавказа и ее постепенным замещением осетинами из районных центров и сел. Определенную роль в этом играют и опасения того, что межнациональные распри в регионе могут вспыхнуть с новой силой.
Многие мифологемы, которых придерживаются осетины, русские воспринимают с иронией. Они не могут согласиться, что основателем Владикавказа являются осетины, а не русские.
Осетинское население живет ценностями малочисленного народа. Представители распространенных фамилий: Кантемировых, Плиевых, Мамсуровых, - являются родственниками, в обязательном порядке принимающими участие в таких мероприятиях, как свадьбы или похороны. История наиболее многочисленных фамилий уходит в далекое прошлое.
Формирование региональной политической элиты протекало иными способами, чем в «русских районах» Российской Федерации. Все возрастные группы помнят о том, что среди осетин больше всего Героев Советского Союза и России на одну тысячу населения. Осетины называют себя воинами, с гордостью культивируют спортивные единоборства, считают, что в их национальном характере, всегда побеждать, «класть врага на лопатки».
В мировоззрении граждан республики одной из важнейших ценностей является толерантность. События недавнего прошлого ярко запечатлены в памяти всех поколений. До сих пор остро переживаются события начала 80-х годов ХХ века, когда центр Владикавказа стал ареной для протеста против похищений нескольких водителей такси, приписываемых ингушам. Начало девяностых ознаменовалось противостоянием жителей Южной Осетии и грузинского режима З. Гамсахурдия. С острым эмоциональным накалом обсуждаются события августа 2008 г. В результате республика испытала серьезный наплыв беженцев.
Несмотря на перечисленные обстоятельства, огромное большинство осетин придерживается парадигмы национального согласия. В РСО смогли найти свое место и грузины, на которых персонально не возлагается вина за события годичной давности, Многие ингуши по-прежнему проживают в регионе, население терпимо относится и к ним. Страхи, связанные с поведением ингушей, осетины и русские, проживающие в РСО, обосновывают криминогенной ситуацией в соседней республике. Значительный процент преступлений там до сих пор связан с похищениями людей. В то же время граждане Ингушской Республики относительно свободно передвигаются по территории РСО - Алания.
В настоящее время миграция из РСО связана с недостатком рабочих мест. Проблема состоит не только в недостаточности вакансий, но также и в том, что в регионе отсутствуют стимулы для экономического роста.
Национальная идентичность осетин пока не подверглась серьезной эрозии. Напротив, испытания 90-х годов, события августа 2008, экономические трудности, которые преследовали регион все это время, заставляют ориентироваться на традиции национальной культуры и ее современные проявления. Практически каждый респондент указывает, что осетины - аланы обладают уникальной этнической историей. Своими предками коренные жители республики считают древних сарматов. В сознании большинства респондентов содержится миф о том, что большинство черт национального характера унаследовано именно со времен III века до н.э.
Особенность осетинской идентичности состоит в том, что она восходит к дохристианским и доисламским верованиям. За столом осетины обращаются к верховному божеству, не называя его ни Христом, ни Аллахом (Стыр Хуыцау). Многие, наиболее почитаемые праздники, имеют двойственное происхождение. Наиболее известный из их - праздник Святого Георгия (Джеоргуыба), посвященный защитнику всех мужчин (Уастырджи). Он празднуется несколько дней и является одновременно и праздником урожая.
Описывая свой национальный характер, осетины отмечают склонность, которую можно охарактеризовать как «миролюбивая воинственность». Она распадается на три элемента. Во-первых, это индивидуальный героизм (в подтверждение этому часто приводится количество героев Советского Союза и России на душу населения, число чемпионов по различным видам боевых искусств). Во-вторых, это благородное отношение к противнику. Осетины подчеркивают, что на их территории беспрепятственно проживают представители тех этносов, с которыми приходилось вести боевые действия. В-третьих, индивидуализм. Осетины рассматривают эту черту как слабость, в то же время удачно оттеняющую национальное достоинство: когда безличные, численно превосходящие враги собираются вместе, даже немногочисленные осетинские герои способны дать отпор.
Этот миф, как и любые национальные картины мира, может быть оценен с различных позиций. В нынешнем, спокойном состоянии он поддерживает толерантность, которая на языке национального менталитета истолковывается не как вынужденная, а как благородная позиция. Однако он содержит в себе и зерна национального превосходства. Русские и представители других национальностей, проживающие в Осетии, относятся к нему с определенной иронией, полагая, что, имея такую высокую самооценку, можно было бы с меньшей периодичностью обращаться за материальной помощью к федеральному центру. Неосетинское население часто хорошо образовано, и некоторые исторические «факты», неопровержимые для осетин, ставятся под сомнение.
Кроме того, национальный миф осетин строится как определенная антитеза мировоззрению неких «противников», которые хитры, вероломны и непредсказуемы. Опыт сравнительных социологических исследований показывает, что данный тип мировосприятия может обостриться в двух противоположных случаях. В первом из них происходит резкое ухудшение социально-экономической ситуации и поиски выхода из нее превращаются в поиски виновного и врага. Такой сценарий для республики пока маловероятен. Ныне живущее поколение обладает огромным опытом, который говорит о негативности пропаганды национальной исключительности. Следует ожидать, то вслед за ростом популярности осетинского языка, уменьшением доли русского населения будет возрастать и осетинский национальный фактор.
Важную роль в структуре национальной идентичности занимает осетинский язык. В советское время росло количество представителей данной национальности, которые не знали родного языка. Поведение некоторых респондентов позволяет говорить, что такое незнание иногда культивировалось специально, чтобы подчеркнуть свою приверженность современности, влиться в общесоюзную элиту. В настоящий момент незнание языка осетинами также не осуждается. В некоторых семьях осетинский знают и могут свободно на нем общаться, но даже в повседневном обиходе предпочитают русский. В школах сложилась традиция: осетинские дети посещают уроки родного языка обязательно, а русские - по желанию. Из контекста видно, что такого желания не возникает. Русские преимущественно знают осетинский язык в местах компактного проживания осетин в сельской местности. Осетины спокойно относятся к незнанию их языка со стороны русского населения. Коренному населению территории очень приятно, когда русские чисто говорят по-осетински.
В общественных местах принято говорить по-русски.
Из контекста высказываний следует, что жителям хочется видеть иной образ республики. В нем должна заключаться идея о том, что Осетия не тупиковый, а скорее обычный регион РФ, имеющий, конечно, яркое своеобразие.
Выше уже указывалось, что ведущим мотивом распознавания «своих» внутри осетинской национальности лежит принадлежность к определенной фамилии. Поэтому отношения между дигорцами иронцами, (которых иногда подразделяют на кударцев, алагирцев, ксанцев, куртанинцев, тагаурцев, трусовцев, туальцев) пока воспринимаются второстепенными на фоне принадлежности к различными фамилиям.
Взаимоотношения соседей, коллег по работе, представляющих различные национальности, согласно ответам респондентов, складываются ровно. Хотя большинство жителей региона четко идентифицируют себя и окружающих по национальному признаку, на повседневном общении это практически не сказывается. Дети разных национальностей дружат между собой, родители не препятствуют в этом.
В государственных учреждениях ситуация иная. Утверждают, что руководство целенаправленно проводит политику приема на работу как осетин, так и представителей других национальностей, негласно соблюдая некий баланс.
Отношение к бывшим жителям Цхинвала и южноосетинских сел в целом остается терпимым. Их считают соотечественниками в прямом смысле слова. Вызывают позитивные отклики различные способы интеграции жителей Южной Осетии в экономику России. Однако при планировании управленческих и иных действий необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, наряду с дигорским и иронским диалектами жители территории различают и кударский диалект родного языка. Ученые-лингвисты спорят о его статусе. Но фактом является то, что осетины, так или иначе, маркируют жителей Южной Осетии не только по признаку отличий в образе жизни, но и лингвистически.
Во-вторых, беженцы из района Цхинвала стали появляться намного раньше окончания событий августа 2008 г. В операции «по принуждению Грузии к миру» активно участвовало много североосетинских ополченцев. Многие кударцы не захотели участвовать в боевых действиях.
В-третьих, выходцы из Южной Осетии демонстрируют отличия и в образе жизни, внося своеобразие в сложные взаимоотношения народов Кавказа.
В-четвертых, многие кударцы расселились в жилища, которые раньше принадлежали ингушам. Если ингуши, возвращаются в соответствии с заверениями руководства РСО - Алания о возможности беспрепятственного въезда на территорию Пригородного района, то обнаруживают свои дома занятыми. При благоприятном развитии ситуации народы забудут прежние обиды, при развитии конфликта противоборствующие стороны находятся в опасной близости.
В-пятых, по мнению части опрошенных, проживающие на территории РСО, кударцы недостаточно активно участвуют в восстановлении своей родной Южной Осетии, тогда как североосетинцы работают там более активно.
Особняком стоят межнациональные отношения между осетинами и грузинами. Политика Грузии в отношении Южной Осетии воспринимается как инициатива государства. Некоторые опрошенные считают, что М. Саакашвили - осетин по национальности. Жители РСО - Алания не устают подчеркивать, что грузинам в республике ничего не угрожает.
Возвращение ингушей на территорию Пригородного района многие считают серьезной ошибкой. По мнению участников дискуссий, историческая справедливость уже была восстановлена. В советское время в качестве компенсации за Пригородный район Ингушетии была передана часть территории Ставропольского края. После военных действий начала 90-х годов ингушам, покинувшим свои дома, были выплачены пособия и компенсации.
Групповые дискуссии позволяют сделать вывод о кризисе авторитета власти в республике. Наряду с рядом позитивных высказываний о бывшем Президенте РСО А. Дзасохове встречаются и резко критические отзывы. Часть вины по-прежнему возлагается и на нынешнего Президента Т.Мамсурова.
В республике явно наблюдается дефицит харизматичных лидеров. Население высказывается в пользу борьбы с коррупцией, но не видит человека, который мог бы эффективно возглавить эту борьбу.