Как перестать быть элоем и начать жить. Часть π, важное дополнение

Feb 07, 2021 06:06

Реально, жизненно важное. Настолько важное, что я спать не иду, сижу, пишу, как дебил, чтобы можно было прочитать две части сразу, одну за другой.

Но это дополнение, предвижу, не понравится никому. Оно про высшую ответственность. Перед... не знаю, как точно эту инстанцию обозначить, "бога" у нас давным-давно попы украли, шибко хреновые коннотации сделались у него. Ладно, займусь самоцитированием: высшая ответственность это ответственность перед Большой Судьбой. С точки зрения которой мы все - такая бессмысленная гомогенная масса, обладающая неким общим качеством, присущим "людям в целом". И вот тут наша любимая демократия в действии: каково подавляющее большинство людей, таким по умолчанию считается каждый. Кроме тех, у кого достаточно громкий голос (много личной силы), чтобы рявкнуть: "Я не часть человечества, а сам по себе!" - и быть услышанным. Только "рявкнуть" это метафора. Хоть обкричись, толку не будет, если к заявлению не прилагаются соответствующие ему дела.

На практике это выглядит, с человеческой точки зрения, жестоко и несправедливо. Поясню на самом простом примере: каждый гражданин страны, где существует смертная казнь, с точки зрения Большой Судьбы, причастен к убийству беззащитного, точка. Личность беззащитного и его поступки значения не имеют. Важен только сам акт. По иронии судьбы, такая пассивная причастность к убийству беззащитного - гораздо большее зло, чем, скажем, убийство вооружённого противника из мести (тоже говно, но нормальное, штатное, перерабатываемое в ходе достойной жизни говно). При этом снять с себя ответственность за смертную казнь в твоём государстве довольно просто - быть её убеждённым противником и это убеждение не скрывать. Можно даже на митинги не ходить, прикиньте, какая халява. Достаточно иметь твёрдое убеждение и быть готовым за него отвечать на элементарном человеческом уровне (не вступать в близкие, или взаимовыгодные отношения со сторонниками смертной казни, не скрывать свою позицию из боязни конфликта - как пример).

И так по каждому пункту. Буквально по каждому. Или ты пассивно разделяешь ответственность за преступления большинства, или осознаёшь их преступлениями и отмежёвываешься от них, придерживаясь собственной позиции по этому вопросу, с полной готовностью терпеть вытекающие из этой позиции неудобства. Такая трудная жизнь.

Так вот, прежде, чем спасать свою душу в этой тихой карантинной войне, надо снять с себя ответственность за происходящее сейчас в мире, которая, с точки зрения Большой Судьбы, лежит на нас всех. Тут всё просто, на самом деле. Никто вас не заставляет прыгать с моста в реку, убегая от полицейских, лишь бы маску по их приказу не надевать, как у нас житель города Каунаса весной сделал (дай ему бог здоровья, хоть он и псих). Не обязательно показательно совершать гражданские подвиги, не обязательно рисковать, не нужно врываться в отделения полиции без маски с воплями: "Вы дураки, а я д'Артаньян!"
То есть, можно, и даже отлично, если душа того требует. Но для того чтобы снять с себя ответственность за преступление социума, можно обойтись и без таких крутых мер.
Как и в примере со смертной казнью, достаточно иметь свою позицию по этому вопросу, не скрывать её, отстаивать без двоемыслия и не сдавать. Не потакать сторонникам карантинных мер, когда это вам сиюминутно выгодно. Не притворяться среди них таким, как они, из боязни конфликта. Не кошмарить своих родственников (типа я вообще против всего этого безобразия, но родственничков надо поберечь) и наоборот, не подчиняться близким, когда они кошмарят вас. Не размещать в соцсетях свои фотографии в масочках, чтобы быть "как друзья". Короче, не врать.

Тут нет единого критерия для всех. И быть не может. У каждого из нас есть свои представления о допустимых компромиссах, на которые можно идти, и о недопустимых, которые - полный зашквар. Но не участвовать в пропаганде карантинного адища - всё-таки требование-минимум. А, скажем, для граждан Беларуси и РФ требование-минимум - хотя бы не злорадствовать по поводу незаконных арестов, пыток и сфальсифицированных судов. Быть вне политической борьбы - абсолютно нормально, но для тех, кто бездействует, особенно важно внятно отделить себя от людоедской позиции. Осуждать взгляды и поведение преследуемых будете, когда их перестанут беззаконно и безнаказанно преследовать и убивать. Вы в силу своих взглядов, возможностей и обстоятельств сидите попой на мягком стуле? Имеете полное право - при условии, что не солидаризируетесь с палачами, щебеча с друзяшками в соцсеточках. Или ещё как-то. Способов солидаризироваться со злом, того не заметив, много. Очень трудная штука - достойный нейтралитет.

Всё это было не о морали, как могло показаться. Это - рабочая техника. Пока мы болтаемся между непринятием зла и пассивным содействием ему, как зефир в проруби, не будет особого толку ни от каких практик. Ну, может, чуть-чуть починиться и кое-как выжить удастся, мир всё-таки милосерден, но дальше ходу нет. Если называть вещи своими именами, молитвы наши не будут услышаны, пока мы находимся в статусе "такой-как-все-здесь-говно-человек".

Это очень сложная тема. Принять идею такой общей ответственности нелегко (лично мне было очень нелегко). Но если не научиться её с себя снимать - осознанием, намерением, словом и делом, на практики можно время не тратить. Не получится ничего.

P.S.
У великих (не по статусу, а по сути) художников (в широком смысле) иногда бывает иначе. Но только в том смысле, что с ними Большая Судьба говорит лично, а не как с "одним из", они с самого начала в статусе "сам по себе". Завидовать, однако, не стоит, спрос с них больше. И последствия вранья, если что, гораздо страшней.

тварямвопреки, как_перестать_быть_элоем, что-то сломалось, вiдчуття тривоги, просто здесь немножечко ад

Previous post Next post
Up