5 мая завершилась 113-я сессия Кантонской ярмарки, которая уже давно стала важным событием для многих российских бизнесменов и компаний. По данным официального сайта ярмарки количество посетителей увеличилось на 7 процентов и составило более 200 тысяч человек из 211 стран и регионов.
Россия традиционно входит в первую десятку стран по количеству граждан, посетивших Кантонскую ярмарку. По предварительным данным число россиян составило более 20 тысяч человек. Организаторы отмечают, что с каждой сессией растет объем сделок между китайскими предприятиями и странами БРИКС, в том числе и Россией.
«Многие китайские производители, участники Кантонской ярмарки, уже хорошо нам знакомы с европейских выставок, где они на равных с известными мировыми брендами представляют свою продукцию, - говорит Татьяна Иванова, генеральный директор крупной российской компании Stayer, одежда которой представлена в магазинах более чем ста городов России, - раньше сами китайцы ездили на выставки за границу, чтобы увидеть новые технологии, а теперь, наоборот, весь мир приезжает за этим в Китай. У китайских поставщиков наработан большой опыт и база образцов, а Кантонская ярмарка позволяет ознакомиться со всем этим в одном месте».
Кантонская ярмарка, как и все последние годы, проходила в три этапа. На первом этапе выставлялась электроника, бытовая техника, автомобили и автозапчасти, оборудование, стройматериалы, светильники, химическая продукция. Второй этап был отведен потребительским товарам, сувенирам, подаркам и украшениям для дома. На третьем выставлялась одежда, обувь, текстильные товары, медикаменты и продукты питания. Больше всего россиян присутствовало на первом этапе, в рамках которого обычно заключаются наиболее крупные сделки.
«На Кантонскую ярмарку я приехал впервые. Крупные оптовые компании в России сбивают цены, и среднему, а тем более мелкому бизнесу, достаточно тяжело работать. Поэтому приходится думать о новых вариантах развития нашей компании. За три дня пребывания здесь я нашел немало китайских производителей с хорошим соотношением цены и качества», - говорит Алексей Беспалов, заместитель директора одной из московских компаний, занимающейся стройматериалами.
Российский рынок стал отдельной темой одного из форумов, проводимых в рамках ярмарки и собравшим более 400 заинтересованных представителей не только российского и китайского бизнеса, но и других стран. «У нас много клиентов из Европы, но сейчас наблюдается тенденция к снижению товарооборота с Европой и США, поэтому нам очень интересен огромный российский рынок, - поясняет 柯永祥, директор одного из заводов по выпуску осветительных приборов, - сейчас мы ищем пути, как привлечь больше клиентов из России и стран СНГ. Планируем открыть целый отдел, который будет заниматься этим направлением».
О популярности Кантонской ярмарки среди российских бизнесменов говорит и большое количество стендов логистических и консалтинговых компаний, работающих с российским направлением. «Клиентов хватает на всех. Конкуренция безусловно есть, но с каждым днем все больше российских бизнесменов обращаются к нам за помощью. Сложностей, конечно, много, но при правильном подходе можно наладить вполне эффективную работу с Китаем,» - сообщает нам Тимур Карими, директор одной из таких консалтинговых компаний.
Наличие большого количества посредников в виде отдельных лиц или компаний, которые помогают людям вести бизнес с Китаем, объясняется сложностью и специфичностью российского и китайского рынка. Российские бизнесмены указывают на сложности, касающихся качества готового товара, китайские же поставщики говорят, что у российских бизнесменов слишком стереотипный взгляд на производство в Китае.
«Многие китайские производители жалуются, что русские клиенты чаще всех просят удешевить стоимость товара, но ведь понижение стоимости непременно приведет к ухудшению качества. Почему-то все думают, что в Китае хорошие вещи стоят копейки, - говорит профессиональный китайский переводчик и консультант по бизнесу с русским именем Михаил, - Но ведь за последние 10 лет многое поменялось: зарплата рабочих выросла, подорожало сырье и так далее. Бизнес стал более прозрачным и упорядоченным. Старые схемы сотрудничества уже не работают».
Одна из глобальных целей Кантонской ярмарки - взаимопонимание между Китаем и бизнес сообществом остального мира. Увеличение числа российских бизнесменов на подобных событиях, как Кантонская ярмарка, несомненно является положительной тенденцией, которая позволяет надеяться на то, что количество барьеров в двухсторонних экономических отношениях будет постепенно уменьшаться.
Артем Жданов, специально для RBTH
Оригинал публикации на китайском языке