Музей Мирового океана в Калининграде

Nov 17, 2022 21:37


.
«Океан - колыбель жизни.
Он объединяет человечество и является его единственной надеждой»

исследователь Мирового океана Жак-Ив Кусто





Музей Мирового океана в Калининграде - один из крупнейших морских музеев в России и, по мнению многих, лучший музей города. Здесь можно узнать всё про судоходство, морскую флору и фауну, посмотреть разную морскую (и даже космическую) технику. Музей был открыт в 1994 году и занимает большую территорию на северном берегу реки Преголя, в пределах исторического центра Калининграда. Вдоль набережной здесь пришвартованы на вечную стоянку 4 судна и одна подводная лодка - все они музейные объекты и доступны для посещения. А на сухопутной части набережной расположены несколько музейных корпусов и экспозиций.

Отличные виды на территорию музея открываются с Эстакадного моста через реку Преголя. Перед тем как идти осматривать музейные объекты, советую подняться на этот мост и заценить, так сказать, масштабы. И осознать, что за один день всё это осмотреть полностью ещё никому не удавалось)) Для ориентирования, за моей спиной остров Канта с Кафедральным собором и Рыбная деревня. Впереди река Преголя - через 9 километров уже её исток в Калининградский залив Балтийского моря. «Преголя» это переиначенное на русский язык старое немецкое название Pregel. И имхо основательное «дер Прегель» больше к лицу этой реке, чем «Преголя»

А вот справа на набережной, заставленной судами - это всё территория музея. В том числе и огромный синий шар - новомодный музейный корпус «Планета Океан»



Это тоже всё территория музея - и остатки первого подъемного ж/д моста через Преголю (1863-1865гг), и научно-исследовательское судно «Витязь» справа от него



А это строящийся новый корпус музея «Планета Океан». По проекту обещают "уникальное шарообразное здание на набережной с застеклённым атриумом, многоярусными галереями и панорамными окнами-витринами. Здесь будут расположены образовательный центр, экспозиции и фондохранилище". На него ещё посмотрим вблизи.



Теперь спускаемся на набережную к территории музея. По пути не пропустите классную локацию для фотографий в стиле «Я в Калининграде!»)) Это янтарное сердечко (оно отделано мелкой янтарной крошкой) установлено перед гостиницей Holidаy Inn на набережной. Изделия из янтаря и сладости с марципаном (продаются в магазине «Марципановый домик» на заднем плане) - то, чем славится и отличается Калининградская область в туристическом плане



Территория музея Мирового океана начинается около памятника рыбакам, погибшим в море. Называется «Пионерам освоения Атлантики» (1978г), в 2009 году к памятнику была добавлена скульптура Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников. Со стороны выглядит странно, в виде непонятной «галочки». На самом деле это как бы разбитое, расколотое на две части судно/лодка. Замысел скульпторов лучше виден сверху, всё с того же Эстакадного моста



Из-за своей странноватой формы это «разбитое судно» известно в народе как «памятник разбитому стакану»))



В правой руке Николай Чудотворец держит меч, а в левой - макет Кафедрального собора.



Рядом с памятником - стена, где на мраморных досках выбиты списки погибших кораблей



А на обороте этой стены говорится о том, что мы входим на территорию Музея Мирового Океана. Подтеки воды на названии - это не элемент дизайна в тему музея)) просто недавно прошел дождь



Рядом на строительном заборе (за которым идёт стройка корпуса Планета Океан) временная карта территории музея. На ней видна основная идея - на воде у набережной друг за дружкой стоят 4 судна, их вереницу замыкает одна подводная лодка. А на суше, на территории набережной - музейные корпуса, внутри которых располагаются разные экспозиции. Соответственно, на «земле» крайний слева синий шарик - это строящийся корпус Планеты Океан, а крайняя справа «галочка» - это силуэт самолёта (его покажу ниже в самом конце рассказа), около которого и заканчивается территория музея. Забегая вперед, скажу, что вдобавок к этому на всём протяжении набережной, под открытым небом и со свободным доступом выставлены десятки, если не сотни различных экспонатов на тему моря. Важно, что проход по набережной бесплатный, поэтому можно регулярно совмещать приятное с полезным - и гулять, и рассматривать разные интересные музейные объекты.



Итак, идём по набережной и активно смотрим по сторонам. Слева на воде, как я уже упоминала, друг за дружкой стоят музейные суда - средний рыболовный траулер СРТ-129 (с чёрным корпусом) и плавучий маяк «Ирбенский» (ярко-красного цвета, для лучшего опознавания издалека в море)

Рыболовный траулер СРТ-129 раньше служил для передвижения по морю и ловли рыбы. Как экспонат музея представлен здесь с 2007 года - на борту можно посмотреть экспозицию, посвящённую истории рыболовецкого лота, сохранено всё рыболовное оборудование.

Маяк «Ирбенский» был построен на финской верфи в 1962г. В 1985г-1990гг. занимал позицию в начальной точке фарватера, ведущего в латвийский порт Вентспилс. В 1992г. был перебазирован в российский порт Балтийск. В 2009г. был выведен из эксплуатации и исключён из списка судов ВМФ РФ. После этого маяк хотели продать на металлолом, но передумали, и к 2014 году судно было передано в качестве музейного экспоната в Музей Морового океана в Калининград. Сегодня на борту «Ирбенского» можно познакомиться с историей мореплавания и маячного дела.



Напротив этих судов на набережной за забором идет стройка нового музейного корпуса «Планета Океан».



Корпус представляет собой огромный шар голубого цвета, символизирующий Мировой океан.





Вот так выглядит проект корпуса «Планета Океан». Сейчас идет внутренняя отделка помещений. Обещается, что посетители «Планеты Океан» смогут перемещаться по этажам-палубам, используя трапы и батискафы, проводить научные эксперименты в лабораториях. В общем, проект интересный - ждём открытия!



Ну а пока «Планета Океан» строится, главная экспозиция музея про подводный мир, с аквариумами, коллекцией раковин и подводными аппаратами, располагается в корпусе «Глубина». Он тоже внешне сделан под цвет воды, на фасаде указаны характеристики основных океанов, из которых и состоит Мировой океан. С удивлением узнала, что их, оказывается не 4, а 5 - есть ещё и Южный океан (но так считают только с 2000 года, и это спорно, ни на одной карте мира Южный океан сегодня вы не найдете, у него нет общепринятых границ)



На площади перед корпусом «Глубина» тоже немало интересных музейных экспонатов. Например, монумент «Семь футов под килем» - такой фразой обычно желают морякам удачного плавания, синоним «ни пуха ни пера». Оказывается, это чуть больше двух метров. Именно такой минимум опытные кормчие раньше старались иметь под килем (днищем лодки), чтобы даже около берега судно не село на мель.





Ну а это понятно даже школьникам - так выглядит молекула воды, её химическая формула H2O (два атома водорода и один атом кислорода)





Выставка про моряков и плавание в Арктике. Много красивых интересных фотографий, вдохновляющих на выбор этой профессии





Спасательная шлюпка, гарпунная пушка (1960-е гг СССР, применялась на китобойном судне) и лебедка (использовалась для буксировки судном глубоководного аппарата «Мир», накладки желтого и красного цвета - для лучшего опознавания троса под водой).

Большой белый шар с цифрой 1 на заднем фоне - это павильон «Голоса океана». Внутри установлен препарат «Гидрофон», нажимая на кнопки которого можно послушать, как звучат под водой голоса разных морских обитателей (китов, белух, дельфинов и тд.). На звуковые дорожки записаны не только природные, но и антропогенные шумы - звуки работы судовых винтов под водой, строительства объектов в море итд. При этом помещение в виде шара придаёт особую акустику



Напротив корпуса «Глубина» стоит ещё одно музейное судно - «Витязь», это самое крупное в мире судно, служившее для научно-исследовательских целей. У него очень богатая история - раньше это было место научной работы для учёных из 20 стран мира, здесь на борту бывали даже Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто!



«Витязь» был построен в 1939 году в Германии, после войны передано по репарации сначала Великобритании, а затем - СССР. В СССР сначала было грузовым судном, в 1949г. было переоборудовано в научное судно. Свой последний поход судно «Витязь» закончило в 1979 году. Потом его перебазировали в Калининград, где в течение многих лет оно стояло и разрушалось. Погибнуть судну не дала общественность. В 1992 году было принято решение о его сохранении в виде музея. Реставрация заняла 2 года, и сейчас для посещения доступны многие помещения судна: каюты, камбуз, медицинский блок, научные лаборатории и тд.



На перилах набережной перед «Витязем» не пропустите маленькую фигурку хомлина - это морячок Витя. Кто такие хомлины в Калининграде я в принципе уже ранее рассказывала - это некие хранители города, их целое семейство, живут около известных достопримечательностей. Есть дедушка Карл (около Кафедрального собора), бабушка Марта (около Музея Янтаря). А вот морячок Витя - он изображен сидящим в маленьком бумажном кораблике и крепко держащимся ручками за своё судно😊



Дальше на набережной стоит вот такое интересное здание - «Старый Порт». Вообще это новодельный магазин сувениров, но его название - отсылка к тому, что вся нынешняя территория музея Мирового океана с 14 века (и вплоть до ВОВ) была портовыми складами Кёнигсберга. И, как покажу ниже, кое-что от тех времен удалось сохранить



На задней стене этого магазина - панно с изображением старинной математической задачи «О семи мостах», в которой спрашивалось, как пройти по всем 7 мостам центральной части старого Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды. В итоге знаменитый математик Леонард Эйлер доказал, с вычислениями и формулами, что это невозможно. И по ходу доказательства изобрел т.н. Эйлеровы циклы





За сувенирным магазином «Старый Порт» - небольшая площадь, на которой сохранились очертания и брусчатка старого немецкого порта. Здесь и далее по набережной, где стоит пара сохранившихся немецких складов, это самое аутентичное место, если говорить именно о порте города Кёнигсберг



Мостик через пересохшее русло старого ручья



Здесь собраны как артефакты порта Кёнигсберга (старинные якоря, жернова, каменные плиты зданий), так и современные научные экспонаты.

Старый немецкий пожарный гидрант (к которому раньше пожарные присоединяли шланг и качали воду для тушения пожара). Таких немецких гидрантов в Калининграде и по области сохранилось, кстати, немало - и все они разной формы, цвета, размера итд. Некоторые прям эстетически красивые (как этот экспонат, у него вода в шланг выливалась из головы рыбы) - я даже в ходе поездки собрала некую их фото-коллекцию))



Синий «зонтик» - это модель небесной сферы, на куполе изображены самые яркие звезды северного полушария Земли. Рядом каменные плиты - остатки от каких-то немецких портовых построек





Модель Солнечной системы, демонстрирует её 9 крупнейших тел. В центре - Солнце, вокруг него обращаются 8 планет - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Все они движутся примерно в одной плоскости, но каждая - по своей орбите. Поэтому их расположение в космическом пространстве постоянно меняется. Как и вид звездного неба с Земли)





Пакгауз (нем. Packhaus) постройки 1860-х гг - один из уцелевших корпусов немецких портовых складов, раньше здесь лежали грузы кратковременного хранения. Сегодня внутри размещены музейные экспозиции, посвящённые жизни и истории Калининграда как города-порта





Наверху Пакгауза - кораблик, а из динамиков на всю набережную льётся приятная расслабляющая музыка



Рядом ещё один элемент, напоминающий о немецком прошлом этого места - скамья Иммануила Канта, известного кёнигсбержца. Скамья совершеннейший новодел - философ на ней даже не сиживал. Но, по воспоминаниям современников, любил каждый день гулять в порту и разглядывать корабли, стоящие у причала.



На краю скамейки лежат вылитые из бронзы шляпа и трость великого философа.



Стоит заглянуть и на задний двор Пакгауза - там установлен интереснейший исторический экспонат музея - фонтан "Путти" (нем. Puttenbrunnen, от от итальянского "putti" - "младенцы"), то есть фонтан Амуров. Он был создан в 1908 году немецким скульптором, профессором Кенигсбергской академии художеств Станиславом Кауэром. На проводившейся в 1912 в Позене (Познань) международной выставке фонтанов "Puttenbrunnen" занял первое место. Жители Позена хотели купить фонтан, но Кауэр отказал им, предпочтя подарить фонтан Кёнигсбергу. Первоначально фонтан стоял рядом с несохранившемся до наших дней Кёнигсбергским замком. «Младенцы» чудом уцелели во время бомбежек города в 1944 году. После войны фонтан оказался бесхозным и медленно разрушался. Потом четырёх кудрявых ангелочков на свой баланс принял музей Мирового океана, отреставрировали, и в 2011г. фонтан нашел свое окончательное пристанище на заднем дворе Пакгауза





А на набережной напротив Пакгауза на воде ещё одно музейное судно. Его полное название - научно-исследовательское судно космической связи "Космонавт Виктор Пацаев". До 1994 года судно использовалось для управления полетами спутников и орбитальными системами. Также с помощью него обрабатывалась информация и велась связь с космосом, с 2003 по 2017гг. обеспечивало связь с Международной космической станцией. Изучением космоса это судно занимается и по сей день - оно до сих пор получает сигналы из космоса (в буквальном смысле), поэтому экскурсии по нему водят в очень ограниченном количестве и не по всей территории. И это единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию.

Судно названо в честь лётчика-космонавта Виктора Пацаева, которого в Калининграде считают «своим». Про него (и его трагическую гибель) советую почитать отдельно







На борту «Виктора Пацаева» установлено какое-то огромное количество оборудования, в том числе антенны-тарелки для приема сигналов из космоса. И всё это до сих пор действует по своему прямому назначению







Напротив судна - экспозиция якорей, 28 крупнейших экземпляров из фондов музея. И все разной формы





Пока идёте по набережной, смотрите не только по сторонам, но и под ноги)) Когда историческая мостовая порта заканчивается, на современной плитке сделан интересный квест по прохождению мер морской длины. Как говорится, почувствуй себя кораблем в море))









Это уже дальняя часть музея (если идти от исторического центра города). Музейная территория заканчивается, упираясь в Двухъярусный мост (виден вдалеке через реку). А у берега набережной здесь стоит ещё одно музейное судно - дизельная подводная лодка Б-413



Двухъярусный мост (нем. Reichsbahnbruecke) был построен в 1914-1926 годах. Это впечатляющее сооружение с интересной конструкцией в 2 этажа: верхний этаж для поездов, нижний - для пешеходов и машин. В начале 20 века этот мост считался чудом техники, так как был ещё и разводным - средняя часть моста между двумя башнями могла поворачиваться на 90 градусов, причём всего за 2,25 МИНУТЫ. В 1945 году мост был взорван отступающими немецкими войсками, а в 1949-м восстановлен, но поворотный механизм заменили на более привычный (и более легко технически реализуемый) подъёмный.





Подводная лодка Б-413 была спущенная на воду в 1968 году, послужила на Северном и Балтийском флотах, а в 2000 году была передана Музею Мирового океана



Напротив подводной лодки на набережной выставлены ещё много разных экспонатов. Это вот настоящий винт той подводной лодки Б-413, которая стоит напротив. Острейшие лезвия (специально потрогала пальчиком), хоть бумагу режь



Мины. Настоящие. Впервые в жизни увидела их не на экране, а вживую… Жутковатые ощущения от них, если честно



Гидросамолет (самолет-амфибия) БЕ-12, постройки 1970г. Находился в эксплуатации у Балтийского флота 33 года, базировался на аэродроме «Коса» (т.е. на Балтийской косе)



Самолет огромный - удивительно, как его "впихнули" на такую узкую, можно даже сказать средневековую, набережную



Последним покажу вот такое небольшое «колечко», которое стоит напротив подводной лодки Б-413. Это тренажёр переходного люка - для тренировки навыка передвижения между отсеками внутри подводной лодки. Тут рядом скамейка - положите свои вещи и обязательно попробуйте протиснуться в это отверстие. А если на скорость? и несколько раз в день так туда-обратно, мм? В общем почувствуете себя на месте моряков-подводников, которые это проделывают каждый день в течение долгих месяцев плавания. Про саму подлодку попозже будет отдельный пост - я сходила туда «вниз» на экскурсию, ощущения незабываемые👀👍



Серебряное ожерелье, Калининград, 2021, музей, Россия

Previous post Next post
Up