«Двойственность внутреннего мира» - скульптурная композиция в г. Светлогорск, которую также называют памятником Э.Т.Гофману. Памятник выполнен из двух фигур: скучного чиновника и безумного сказочника. По воспоминаниям современников, в Гофмане постоянно боролись между собой эти две противоположные ипостаси.
Уроженец немецкого Кёнигсберга (ныне город Калининград) Эрнст Теодор Амадей Гофман был писателем-романтиком, композитором, художником. А также при всём этом - отличным юристом. Кстати, Эрнст и Теодор - его "родные" имена, а вот Амадей он назвал сам себя - в честь композитора Моцарта, которого очень ценил.
Гофман известен многим как создатель сказочного персонажа Щелкунчика. О других его произведениях почти никто ничего не знает (в том числе и я). Ну может ещё крошка Цахес вспоминается (который у меня в анамнезе, так как в детстве не на шутку «боялась» книжки про него, с «уродливыми» картинками в ней). А если всё-таки вникнуть, то все сказки Гофмана - во многом философские и не совсем для детей (не случайно сам Гофман в основном рассказывал их собутыльникам в таверне взрослым людям, а не детям). В текстах и сюжетах много самой настоящей жестокости, хотя и замаскированной под безумную выдумку. Там топает вверх по лестнице Песочный человек, чтобы вырвать детям глаза; жиреют на трупах вампиры; сатана варит эликсир, отведав которого человек видит мир в сияющем блеске; министр тонет в ночном горшке; блоха читает мысли; кот сочиняет стихи; в природе исчезает зелень; у саксонского архивариуса брат - дракон, а дочери - змейки, и так далее и тому подобное😊
В Светлогорске, недалеко от Калининграда, этому прелюбопытнейшему немецкому писателю посвящён не только памятник - недавно здесь создали целый «сказочный комплекс», который и предлагаю посмотреть.
Найти на карте Светлогорска не сложно - адрес соответствующий: переулок Гофмана. Это уже ближе к окраине Светлогорска, для ориентира - через дорогу расположен городской офис по туризму
Здесь находится действующая гостиница «Дом сказочника». Это бывший охотничий домик, постройки 1926г., принадлежавший бургомистру Раушена (так раньше назывался Светлогорск) Карлу фон Штренгу. Ну а нынешний хозяин владения - большой поклонник творчества Гофмана. Внутри я не была, но судя по фотографиям в интернете - гостиница с соответствующими названию сказочными интерьерами. У входа стоит самый известный персонаж сказок Гофмана - солдатик Щелкунчик. А также вывеска с ещё одним важным для Гофмана персонажем - кот Мурр (у него был реальный прототип-питомец автора, долгие годы живший с ним вместе).
Вокруг гостиницы, под открытым небом устроен небольшой парк «Мир Гофмана» - это скульптуры персонажей из его сказок. Но их я особо подробно не смотрела, так как, если честно, никого из них не знаю. Погуглила, вот этот грустный человек со скрипкой - капельмейстер Иоганнес Крейслер, герой главного романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», непонятый и отвергнутый людьми. В нём много и от самого автора романа, который тоже при жизни считался «не от мира сего» и любил музыку. Справа и слева от музыканта - символические стопки написанных им книг.
Тут же около гостиницы, на дереве - небольшой портрет-барельеф Гофмана
А вот памятник Гофману неподалёку от гостиницы - очень странный любопытный и оригинальный. Называется он «Двойственность внутреннего мира». Считается, что тут даже целых два памятника: один - известному немецкому писателю-сказочнику, а второй - никому не известному Гофману-чиновнику и Гофману-юристу.
Будущий сказочник родился в 1776г. в городе Кёнигсберге, нынешнем Калининграде. Он ещё в детстве продемонстрировал хорошие способности к музыке и рисованию. Но после окончания школы, не без семейного влияния, своей специальностью выбрал юриспруденцию, поступив в университет Альбертина в Кёнигсберге (один из лучших тогда европейских вузов). После окончания университета Гофман поступил на государственную службу. Работал в разных чинах и в разных немецких городах, в том числе юристом в Берлинском апелляционном суде. По отзывам, был хорошим специалистом своего дела, на хорошем счету у начальства, внимательным ко всяким деталям документов, даже въедливым и дотошным.
В общем, всё бы ничего, но работу свою Гофман буквально ненавидел и ходил на неё исключительно ради заработка. Всю свою жизнь он пытался «выбраться» из юриспруденции, пытаясь зарабатывать на жизнь искусством. Но все эти неоднократные попытки приводили лишь к бедности, денежным трудностям, семейным проблемам. Что в итоге привело Гофмана к алкоголю и проблемам со здоровьем. Умер рано, в 46 лет, в безденежье, оставив столько долгов, что жена была вынуждена отказаться от наследства.
Вот как об этом рассказывает автор скульптуры, Сергей Усачёв:
«Тема двойника была одной из важнейших в творчестве Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Сам великий писатель был ярким примером проявления двойственности. Одновременно он был дисциплинированным прусским юристом и творцом с неограниченной фантазией. Его мечущееся творческое начало находилось в противоречии с сущностью прусского чиновника».
А вот как о себе писал сам Гофман, ещё на заре творческого пути. 20-летний Гофман писал другу своей юности Гиппелю:
«По будням я юрист и разве только чуточку музыкант, днем в воскресенье рисую, а вечерами до поздней ночи я - весьма остроумный сочинитель». .
Вот такой контраст и раздвоение личности: художник и чиновник, мечты и реальность. В родной ему Германии к эксцентричному и «ужасному» Гофману по сей день осторожное отношение. В России, что любопытно, он нашёл даже некоторое большее понимание. Есть совершенно чудесный балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» (1892г). Есть известный советский мультик, относительно недавнее кино «Щелкунчик» А.Кончаловского (которое он вроде как вынашивал 40 лет). А есть неплохие стихи петербургского поэта А.Кушнера:
Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?
О, горевать и уставать за трех людей
Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.
Эрнст - только винтик, канцелярии юрист,
Он за листом в суде марает новый лист,
Не рисовать, не сочинять ему, не петь -
В бюрократической машине той скрипеть.
Скрипеть, потеть, смягчать кому-то приговор.
Куда удачливее Эрнста Теодор.
Придя домой, превозмогая боль в плече,
Он пишет повести ночами при свече.
Он пишет повести, а сердцу все грустней.
Тогда приходит к Теодору Амадей,
Гость удивительный и самый дорогой.
Он, словно Моцарт, машет в воздухе рукой...
На Фридрихштрассе Гофман кофе пьет и ест.
«На Фридрихштрассе»,- говорит тихонько Эрнст.
«Ах нет, направо!» - умоляет Теодор.
«Идем налево,- оба слышат,- и во двор».
Играет флейта еле- еле во дворе,
Как будто школьник водит пальцем в букваре.
«Но все равно она,- вздыхает Амадей,-
Судебных записей милей и повестей».
Рядом с памятником Гофману находится ещё одна достопримечательность - глиняный макет Кёнигсберга конца 16 века, под открытым небом в масштабе 1:140. Макет был сделан в 2004г. местным мастером из Светлогорска. Здесь более 500 объектов фактически трёх средневековых городов (Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт), которые позже в итоге объединились в один большой - Кёнигсберг. Несмотря на некоторую «игрушечность» макета, в нём представлено около 30 исторически значимых объектов: Кёнигсбергский замок, кафедральный собор, различные кирхи, мосты, а также крепостные стены и их башни. Почти всё это на данный момент в реальности уже утрачено.
На мой взгляд, макет интересен двумя вещами. Во-первых, видно насколько плотно, стена к стене, в средневековье был застроен домами остров Канта - который ныне в Калининграде совсем пустой, там только Кафедральный собор стоит.
Остров Канта (бывший Кнайпхоф) и мосты на него через р. Прегель (ныне река Преголя). Где-то среди этих домиков на острове - и знаменитый университет Альбертина.
Посередине, на острове - готический Кафедральный собор Канта, который в Калининграде и по сей день стоит на том же самом месте
Во-вторых, можно посмотреть, как выглядел ныне уже разрушенный Кёнигсбергский замок
А ещё мне понравился макет, с крошечными цветными витражами в окнах, какой-то кирхи, на окраине средневекового Кёнигсберга. В реальности она скорее всего уже не сохранилась
И последнее из этого игрушечно-сказочного пространства - персонажи двух традиционных немецких сказок братьев Гримм, соотечественников Гофмана. Белоснежка и семь гномов (на которую очень похожа пушкинская «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)) А также сказка про одинокую красавицу Рапунцель, заточенную в высокую башню