Работая над проектом Childrenscience, я много общаюсь со школами, кружками, учителями, детьми и из первых рук узнаю о проблемах российского образования. Не хочу их перечислять - в целом они известны. Хочу выделить общее качество этих проблем - они совсем не выглядят неизбежным, не зависящим от людей труднооборимым злом, как тяжелые детские болезни, например.
Наоборот, при взгляде со стороны, кажется, эти проблемы можно относительно легко решить - при наличии воли, профессионализма и некоторого воображения.
Простите мое нахальство, но вот меры, которые сразу “напрашиваются в голову”:
1. Не жалеть денег! - не сокращать, а увеличивать финансирование на образование. Почему сокращают затраты - боятся, что деньги украдут? У нас на стройке дорог с мостами денег много больше воруют, дорог как не было так и нет, а финансирование не сокращают. Учителя не воруют в массе своей - менталитет не тот, а пользы инфраструктуре страны от их работы - несравнимо больше, чем от размазывания асфальта по ямам тонким слоем. Сделайте, наконец, достойную зарплату учителям: середнячкам - среднюю, достойным - достойную, а выдающимся профессионалам - просто высокую. Не нужно ни экономить, ни заниматься уравниловкой.
2. Введите саморегулирование в сфере образования. Зачем работающим профи надстройка в виде не-работающих не-профи? Оставьте в минобре 5-10 разумных администраторов, а вместо остальных - создайте выборный регулирующий орган из числа наиболее заслуженных учителей и вузовских преподавателей, такую “Золотую сотню”. Хорошая идея - в рамках этой Золотой сотни замкнуть школу напрямую на ВУЗы - они так и норовят замкнуться, через летние, вечерние и спецшколы, курсы подготовки и олимпиады - нужно просто поддержать тенденцию. В конце концов, одни готовят кадры для других - пусть сами и договорятся, какие будущие студенты ВУЗам нужны, с каким набором знаний.
Пусть практикующие профессионалы сами разрабатывают и обновляют программы, заказывают и принимают разработку учебников разным авторским коллективам - в конце концов внутри сообщества все знают, кто замечательный учитель, а кто не очень, какой учебник и задачник лучше, какая авторская методика действительно работает.
3. Не нужно заниматься уравниловкой и делать все школы одинаковыми, это из прошлого века, индустриального, а мы - в пост-индустриальной эпохе , это время разнообразия. У нас сейчас большинство школ стандартно-средние, для них разрабатывают стандартные программы, учебники, экзамены. Школ нестандартных - либо для умников, либо тех, кто даже в средние - по уму или здоровью - не проходит, становится все меньше. Это неправильно.
Пусть все школы - и даже классы - будут разные, а в чем и как разные - пусть решают директора и учителя. Во всех выдающихся школах, где удалось побывать и про которые слышала, - именно директор и выбранный им коллектив музыку играют, как оркестр, они - профессионалы, они знают, как надо, а остальные - и минобр, и родители, - только мешают работать. Доверяйте профессионалам, дайте им делать свое дело!
А как же контроль и стандарт, скажете вы? Слишком вольная структура, вдруг не все школьники закон Ньютона выучат или нацист к детишкам под видом учителя проскользнет? Или как-то не так Родину любить научит?
4. Задавать нужно только минимальный стандарты, и контролировать их экзаменом, проводимым по общим правилам. Школьников, в 9 классе осваивающих 2 курс физфака, как в СУНЦ МГУ, ни в какие стандарты все равно не загонишь, равно как и хорошие школы, и выдающихся учителей. Однако минимальный стандарт должен быть высоким - если хотим, чтобы в среднем уровень образования был высокий! Но если минимальный стандарт определяет само учительское сообщество, он низким и не будет - учителя не склонны свои программы резать.
Уровень сложности государственного экзамена должен также следовать из минимального стандарта. Он должен быть честным, и по нему - да, действительно, как по одному из критериев, можно ранжировать школы и учителей. Но только как по одному из критериев. Потому как - это всего лишь минимум, необходимый, но не достаточный. И не нужно делать из экзамена единственную цель жизни школьникам в 9-11 классе!
По одному госэкзамену не стоит принимать в ВУЗы - должны быть дополнительные - и тоже честные - экзамены для приема в ВУЗы. У разных ВУЗов, естественно, могут быть разные и требования, и экзамены, ВУЗы сами должны решать, каких олимпиадников брать вне конкурса.
Что касается нацистов и любви к Родине, нужно рискнуть и оставить этот вопрос на саморегулирование учительского сообщества - на третейский суд для всяких малокриминальных случаев, и на прокуратуру - в случаях криминальных. То же - про Родину, в конце концов, среди учителей немало людей достойных, способных научить любить Родину по зову сердца, а те, кто про зов не понимает, все равно ничему толковому не научат. Примера не подадут, а дети - не дураки, умеют дела от слов отличить.
5. Нужно стимулировать выдающиеся школы и выдающихся учителей, превышающих минимальный стандарт! Ведь госстандарт и госэкзамен формирует и контролирует средний стандарт и средний уровень, а где же здесь прорыв за горизонты?
Мне кажется, и у детей, и у родителей есть запрос на качественные, интересные, разные школы, школы выше стандарта. Нужно позволить таким школам быть, а родителям и детям - свободно их выбирать. А потом поощрять лучшие, самые востребованные, с большим количеством выращенных, поступивших, успешных учеников.
Пусть будет много разных специализированных школ - и классов - для математиков, лингвистов, музыкантов, инженеров. И классических гимназий с латынью и греческим. И спортшкол. И просто хороших добрых и средних школ.
Сравнивать их будет легко - дети и родители будут голосовать ногами - в одну школу (к учителю) еле класс набирается, в другую конкурс 100 человек на место. И выпускники - поступают в ведущие ВУЗы страны. И через 20 лет - пара Нобелей в активе :) Первым надо давать средне-достойную зарплату, а вторым - премии, гранты, надбавки, снимать у них лучшие практики для дистантного образования, включать учителей в Золотую сотню.
Проблема будет с селом - две школы в целях конкуренции в одном селе дорого строить, да и в России много мест, где одна школа на несколько деревень, и идти до нее - километров пять, зимой, в пургу и метель.
Здесь дистантное образование может существенно помочь - берите лучшие авторские курсы и снимайте на видео, делайте электронные учебники, организуйте заочные школы на базе хороших городских школ, в летние учебные школы детей в Крым вывозите. Ну и одного толкового сельского, хорошо оплачиваемого учителя выучите, чтобы помогал с дистантными курсами. В конце концов, развитие у детей навыков самообразования, при должной поддержке и контроле - тоже очень правильное направление.
Мне кажется, что такие меры ситуацию в школе сломать не смогут, а вот улучшить - вполне вероятно. Какой бы мрачной ситуация в образовании не выглядела, в России существует огромный интеллектуальный задел, запас - целое здание из знаний, построенное на русском языке, в русской мыслительной парадигме.
Есть книги, учебники, задачи, методики, на которых выросли поколения крайне востребованных в мире российских ученых. И даже массовый отъезд их за рубеж - не беда, на русском ведь они по-прежнему говорят, на две страны часто живут, на образование в стране им не наплевать. Дайте им написать учебники и книги для детей, программы, читать лекции - дайте место для передачи знаний новым поколениям.
А там глядишь, через 5-10 лет появится новое, перспективное поколение детей. И они что-нибудь придумают - со страной и для страны.