Подход к школьному образованию - “мы versus они”, “Россия versus Запад”

Jul 08, 2014 01:18


Из разговоров с родителями на тему “что-не-так-в-российской-школе” приходится слушать два полярных мнения.

Мнение 1: ужас-ужас, отходим от советской академической подачи знаний как целостной системы. Вместо этого - чуждый практический кейсово-фактологический подход. Самый яркий пример - попытка заменить в школе фундаментальную физику с химией на отрывочное естествознание.

Мнение 2: в школе гонят скучную и неинтересную туфту, мало кому нужную (какой процент учеников собирается стать учеными?) и к практике не применимую. А вот на Западе - в младшей школе игры, в старшей - лазерные станки, web-дизайн, театр, риторика и искусство презентации. Все к делу, все к профессии, все fun.

У меня есть личный опыт общения с несколькими людьми, поучившихся в советских / российских школах, а потом - в европейских...а также опыт общения с западными и российскими техническими экспертами - профессионалами примерно в одной области.

Есть небольшой материал для сравнения, правда, только в технической сфере. С гуманитариями опыта нет J


Сначала по школам. Знакомый, поучившийся в советской школе в Кишинёве, не знал, что делать в муниципальной немецкой школе - настолько низкий был уровень преподавания и знаний. Другой знакомый в муниципальной английской школе классе в 7 на математике сортировал разноцветные треугольники и прямоугольники по разным коробочкам.

Академик Арнольд, преподавая математику во французском университете, находил уровень европейских студентов крайне низким, научный кругозор - ограниченным, и предпочитал брать на обучение выпускников российских вузов.

Теперь про результат обучения - как выглядят в работе наши и не наши технические эксперты.

Плюсы. Западные коллеги - профессиональны в своем деле. Дисциплинированы. Имеют хорошие навыки презентации  и самопрезентации. Культурны и немного занудны. Хорошо говорят по-английски.

Минусы. В чем-то очень ограничены. Настроены действовать по освоенным кейсам и моделям, выход за границы дается им тяжело. В рамках российских условиях, когда какие-либо модели, а особенно западные, действуют плохо, они практически бесполезны.

Еще факт - узкая специализация. Западные спецы - модель высокоточного инструмента, созданы для определенного класса задач и в другой никогда не полезут- для этого есть другой специалист. Решить что-то они могут, только собравшись вместе. Тем более, никогда не полезут осваивать новую область, авралом, на проекте - зачем? для этого есть другой специалист, и за его привлечение отвечают другие люди.

Конечно, в Германии мне приходилось видеть монстровых инженеров с колоссальными знаниями - но судя по всему, это люди из частных школ, прекрасных университетов и на порш каейенах - то есть редкие случаи и люди элиты…Хотя   факт, что монстровый инженер - часть высокой элиты, многое говорит о структуре и системе приоритетов немецкого общества.

Что касается наших хороших технических экспертов, менеджеров, управленцев - выпускников хороших университетов: 1) раздолбаи, часто странно одетые, с английским, кое-как выученном на работе 2) умеющие очень многое, а что не умеющие - готовые выучить за короткий срок 3) приученные выходить за пределы своих текущих возможностей для компенсации неумения или незнания других членов команды. Парадигма “уберите ваши кривые руки, я сделаю все сам”.

Частично это диктуется стремлением во всем разбираться самим, частично - недоверием к коллегам и подчиненным. Потому что суперпрофессионализм одного компенсирует непрофессионализм многих других.

Способность и возможность наших ребят выходить за границы определяется, на мой взгляд, комбинацией трех факторов -  1) системы образования, построенной достаточно фундаментально и на принципе "от общего к частному", приучающей думать системно , искать и видеть логические связи между отдельными элементами системы. Это автоматом предполагает стремление знать все элементы хотя бы на верхнем уровне, и не предполагает узкоспециализированное замыкание 2) общей культурой раздолбайства, окружающего нас повсюду и с детства научающей работать в системе авралов - медленно раскачиваться, а потом гнать к сроку на пределе сил 3) общинная культура, где сильные берут на борт слабых (все помнят, что наши отличники дают списывать, а тех, кто не дает, считают падлами), а слабые свешивают ножки - и все считают эту систему нормальной. А западные коллеги это не поддерживают, и это затрудняет их работу в команде.

Для меня вопрос западного образования - это вопрос планирования жизни ребенка.

Растим для жизни там - западная школа поможет воспринять способ мышления, систему ценностей и сформировать дружеские связи.

Для жизни здесь - наша школа и университет. Потом можно получить западное образование как дополнительное, но основное - наше. В противном случае, мне кажется, ребенок не получит нужного социального опыта и не сможет - чисто психологически - работать и реализовывать себя в России - эта страна станет для него "этой страной", где наработанные годами практики не работают или работают неправильно.

текущая ситуация, Образование

Previous post Next post
Up