Сегодня, поводом написать здесь послужила очередная картинка принесенная интернетом. При работе с историей русского Черноморского флота периода Крымской войны, всегда весьма остро стоит огромная проблема с иллюстрациями. Особенно тогда когда это касается не больших кораблей или же фрегатов, а всякой флотской мелочи. Как правило, изображений чего-то небольшого нет совсем. Тем ценней каждая такая найденная картинка. Недавно в группе ВК
"ВДОЛЬ ПО ЛИНIИ КАВКАЗА..." выложили несколько работ художника Никанора Чернецова сопровождавшего в 1836 г. новороссийского генерал-губернатора графа М.С. Воронцова во время его поездки в Турцию. Среди прочего, есть рисунок «Пароход "Петр Великий" на пути к Абхазским берегам». Пройти мимо, такого замечательного и детализированного вида на палубу корабля, конечно, было нельзя. Вот собственно и он:
И небольшая справка о корабле. Деревянный пароход «Пётр Великий» был заказан за казенный счёт специально для перевозки грузов и пассажиров между портами Чёрного и Азовских морей.
Строился в Англии. Заложен 26 мая 1834 г., 7 августа 1834 г. спущен на воду и уже в октябре того же года вошёл в строй.
Водоизмещение: 270 т.
Размерения: длинна 39,6 м, ширина 6.3 м, осадка 2,44 м.
Главные механизмы: две одноцилиндровые ПМ, два котла.
Мощность: 100 л. с.
Вооружение: 1853 г. - 2 3-фунт. фальконета, 1854 г. - 4 12-фунт. карронады.
С момента вступления в строй и до начала Крымской войны занимался тем, для чего, собственно и был построен - возил людей, а так же грузы между портами черноморского бассейна. К началу войны обслуживал линию Одесса-Галац. Интересно, что, несмотря на свою сугубо гражданскую службу, пароход формально числился за ЧФ (по состоянию на 1853 г. был приписан к 35-фл. экипажу 4-й флотской дивизии). Во время войны находился в Николаеве и Депро-Бугском лимане. Служил в качестве буксировщика гребных канонерских лодок Очаковского отряда (в этом качестве принял участие в бою у Николаевского ретраншемента 22 сентября 1854 г.), кроме того, активно привлекался к воинскими перевозкам. Войну благополучно пережил и вскоре после её окончания был списан.
Бой у Николаевского ретраншемента 22 сентября 1854 г.: