Получил книгу Д. М. Васильева «Первые винтовые 3-пушечные канонерские лодки». Делюсь впечатлениями.
Книга совсем новая, выпущена в 2021 г. питерским издательством ЛеКо. Вышла она в рамках серии «Эскадра» (выпуск №6). Является монографией просвещенной истории постройки, в период Крымской войны, первых отечественных винтовых канонерских лодок, а так же их дальнейшей службы. Тираж даже по современным меркам микроскопический - всего 130 экземпляров. Вероятно, данный факт напрямую связан с тем, что как указанно в книге: «Издание осуществлено за счёт средств автора». За это Д. М. Васильеву отдельное большое спасибо. Подобные исследования выходят у нас довольно редко, издания о кораблях Крымской войны можно, наверное, пересчитать по пальцам одной руки. Тема этой войны интересует меня особо, поэтому я, конечно, книгу приобрёл. Всего, вместе с доставкой её в Севастополь, вышло около 900 р., что с учётом небольших размеров издания, представляется немного дороговатым.
Для начала, перед рассказом о содержании, немного о самой книге. Она небольшая, всего 64 страницы, но при этом крупного формата. Бумага мелованная, обложка мягкая, ламинированная.
Содержание в целом порадовало. Судя по количеству документов из РГАВМФ указанных в конце книги в разделе «Источники», автор находится довольно глубоко в поднятой им теме. В монографии достаточно подробно освещается вопрос о создании двух опытных винтовых канонерских лодок (контр-адмирала фон Шанца и капитан-лейтенанта Шестакова) и последующее проектирование и постройка на их основе кораблей т. н. «общего проекта». А построили винтовых канонерских лодок наши действительно много. Всего в 1854-55 гг. их было заложено 75 шт., что совсем немало даже на фоне усилий Великобритании, главной мастерской мира того времени, не говоря уже о Франции, которая в этом вопросе оказалась далеко позади других великих держав. Причём строительство велось (включая и машины, что важно), только силами отечественных предприятий.
Автор в своём исследовании приводит просто огромное количество интереснейших подробностей. Например, что для массовой подготовки машинных команд, зимой 1854/55 гг., русское командование отправило личный состав для практики на паровозы на железную дорогу. Или, что лодки имели бронирование котлов из железных листов толщиной в 1 дм.
Очень подробно прописан вопрос артиллерийского вооружения кораблей, причём не только на момент ввода в строй, а за весь период их службы. Надо сказать, что вооружение постоянно менялось, в зависимости от того, для каких целей конкретный корабль назначался в компанию каждого года. И всё это в книге есть. Правда не без небольшого количества ошибок. Так, например, упоминаются не существовавшие 60-фунт. единороги (имеются в виду конечно единороги калибром 1-пуд.) или 60-фунт. пушка называется бомбической, что не так.
Корабли постройки периода Крымской войны прослужили довольно долго. И описанию этой службы посвящена примерна половина всей книги. Послевоенная судьба лодок разобрана по отдельным компаниям и завершается компанией 1892 г (!), в конце которой из боевого состава была выведена последняя «крымская» канонерская лодка «Щит» (далее служила блокшивом №3 до 1910 гг(!)).
Теперь о недостатках книги, как они видятся с моей стороны.
Во-первых, это конечно недостаток чертежей. Они естественно есть, но всего на два корабля: «Стерлядь», она же опытная канонерская лодка фон Шанца и лодка третей серии «Отлив». Причём последняя приведена в виде по состоянию на 1878 г., уже после различных перестроек и перевооружения на нарезные орудия. Таким образом, чертежей опытной лодки Шестакова и серийных лодок «общего проекта» в книге нет совсем. Судить о том как они выглядели можно только по приведенным автором фотографиям моделей из Центрального военно-морского музея. К тому же, приведенные чертежи совсем не являются впервые введенным в научный оборот эксклюзивом, так как они уже публиковались издателем Гармашевым более 10 лет назад.
Второе, чего сильно, по моему мнению, не хватает книге, это отсутствие полноценного описания конструкции кораблей. Обычно, в подобных изданиях описание выделяется в отдельную главу, из которой можно довольно подробно узнать об устройстве корабля и его отдельных узлов и механизмов. Здесь же нечто подобное есть только относительно опытной лодки «Стерлядь», информация об особенностях конструкции других кораблей разбросана кусками по всей книге, причём она довольно скупа и зачастую не полна. Так, например, сведений о парусном вооружении большинства лодок нет совсем. Словом, отдельная глава об этом, написанная на основе строительных формуляров, спецификаций и описей имущества канонерских лодок, была совсем не лишней. Тоже касается и артиллерии, ТТХ пушек и многочисленные изменения в составе вооружение кораблей (особенно смены вооружения), для удобства восприятия можно было бы собрать в одном месте, не разнося по разным главам.
Ну, и наконец, то, что я могу для себя назвать главным разочарованием издания (к счастью единственным), это глава о компании 1855 г., единственной в которой лодки принимали участия в боевых действиях Крымской войны. Ожидалось, что будет подробно рассказано об их участии в войне и боях с противником, но этого в книге почти нет. Да и сама глава довольно небольшая, даже некоторые главы о послевоенных компаниях по объему значительно больше единственной военной. Боевым столкновениям с неприятелем уделено очень мало внимания, фактически всего два маленьких абзаца. Да и те содержат минимум информации (фактически сообщают, что они были), причем, только с русской стороны. Документы противника, да судя по всему и русские, при описании этих эпизодов не привлекались. Например, крупный бой 4 августа 1855 г. у Толбухина маяка, где с нашей стороны принимали участие шесть канонерских лодок, описан несколькими предложениями из статьи из Морского сборника. Очень, очень жаль, что автор уделил компании 1855 г. столь мало внимания.
Картинка для того что бы немного разбавить текст. «Императорская яхта «Александрия» у форта Павел во время перестрелки у Кронштадта наших канонерских лодок с неприятельскими судами 4 августа 1855 года». Момент того самого боя у Толбухина маяка. На борту яхты в этот момент находился император Александр II. Слева, судя по всему, одна из винтовых канонерских лодок «общего проекта».
Не лишним, представляется, было бы и сравнение русских винтовых канонерских лодок с «одноклассниками» построенными во время войны в Англии и Франции. Причём сравнение не только ТТХ, но и в отношении числа построенных/заложенных кораблей в этот период.
Резюмируя написанное выше, можно сказать, что монография Д. М. Васильева является большим вкладом в историю русского флота периода середины XIX века, особенно касательно в вопросе корабельного строительства во время Крымской войны. Надеюсь, автор не бросит копать историю отечественных винтовых канонерских лодок и мы увидим значительно более полную и подробную историю этих кораблей (и на этот раз, будем надеяться, изданную не за счёт автора).
Словом, настоятельно рекомендую книгу всем любителем истории парусно-парового флота. Тем более, что с учётом её микро тиража, это издание скоро должно стать библиографической редкостью.