В завершение (во всяком случае пока что :) своего маленького цикла о Джуди Денч -- последние главы книги and furthermore одной из моих самых любимых актрис и неординарного человека. Книгу она посвятила дочери Финти и внуку Сэмми (на фото вверху). Для меня самое захватывающее в книге -- это личность Денч, в высшей степени интуитивная, -- и ее взгляд на творческий процесс.
Начало и продолжение
тут,
тут,
тут и
тут.
Я также ввела новый тэг
judi dench -- по нему можно найти больше текстов и интервью.
В последние годы Денч гораздо более активно работает в кино, чем в театре. Из фильмов последних лет -- Ladies in Lavender (великолепный дуэт с Мэгги Смит, с которой они дружат в жизни), Pride and Prejudice (2005), Rage, Nine, Jane Eyre, The Best Exotic Marigold Hotel, костюмная драма Cranford и многое-многое другое, включая, разумеется, всем известного Джеймса Бонда (прекрасно отзывается о работе как с Пирсом Броснаном, так и с Дэниелом Крэйгом; вообще она всегда очень тепло говорит о многочисленных коллегах, практически без единого исключения). И несмотря на то, что ее кинокарьера складывается куда как более удачно, она обожает работу в театре и очень благодарна, что обучалась ремеслу именно в театре. Говорит о том, что труднее всего работать в театре. Мне сложно перевести термин, что она использует в книге: projection. В кино часть работы за тебя делает камера -- ты можешь выразить глазами, и зрители поймут благодаря оператору. Совсем не то в театре! В годы студенчества ей говорили, что, возможно, из-за ее небольшого роста (который в свою очередь влияет на голос), ей будет сложно донести до публики, создать необходимый эффект. И она посвятила этой самой projection :), наиболее сложной для нее части работы -- всю свою жизнь в театре. И преуспела. Несмотря на маленький рост, несмотря на зрелые годы -- когда она выходила на сцену в роли Клеопатры, то с первого же мгновения убеждала зал -- перед ним Клеопатра! Трудность работы в кино для нее в том, что когда съемки окончены, у тебя уже нет возможности ничего переиграть.
Рассуждает о том, что нет рецепта, как сыграть спектакль хорошо. Но точно знает, что рецепт "выспался, отдохнул, поел, в отличной форме = хорошо сыграл" не работает, что бывают дни, когда совсем наоборот -- пришел в театр, сил нет, устал, не спал, настроение совсем нерабочее, вдохновения нет -- и вдруг что-то щелкает, и спектакль получается! В идеале ей хотелось бы играть каждый раз что-то совершенно новое и не похожее на все прыдыдущее (чем непохожее -- тем лучше), а также перемежать работу в театре с работой на ТВ или в кино. Но это удается редко. Говорит о том, что сейчас учится беречь силы -- чаще отдыхать, отказываться от какой-то работы. У нее есть свои привычки перед выходом: чашка чая с медом, прогреть паром свой голос (этим пользуются многие певцы, как она говорит, и эффект волшебный)...
Ее ответы на вопросы, которые ей часто задают (в моем издании приведено 19 вопросов и ответов из серии "что должен знать каждый молодой актер"), позволяют, мне кажется, понять, насколько велика самоотдача в ее профессии. Говорит, что если ты думаешь хотя бы немного, хотя бы совсем чуть-чуть о чем бы то ни было еще, кроме как актерской профессии -- то не надо становиться актером. Конкуренция велика, и нанимают далеко не всегда самых лучших актеров. Это должно быть то дело, без которого себя не мыслишь. Советует молодым актерам читать Станиславского -- и учиться у актеров старой школы. Вместе с тем говорит, что сама так многому учится у молодых. Неоднократно подчеркивает, что ее работа -- это рассказать историю. На вопрос, что является самой большой наградой для актера, ответила: "Смех -- если это комедия, молчание -- если это трагедия".
Сейчас ей 78, и она совершенно не понимает, для чего ей выходить на пенсию. Если человек работает на нелюбимой работе, чтобы оплачивать счета -- тогда понятно, что ему хочется выйти на пенсию, чтобы заняться чем-то, что любишь. "Но я уже занимаюсь тем, что люблю!" Действительно -- зачем тогда останавливаться? Да незачем! :)