Об игротеке со старшими детьми
тут.
На эту игротеку мы с Леной специально приехали, чтобы поучиться. Потому что наслышаны-то наслышаны, а вот как все это проходит у Жени -- было очень интересно посмотреть. У нас ведь совсем другие занятия: у меня в библиотеке 30-минутные занятия для малышей и дошкольников, и там своя специфика; Лена же ведет занятия в нашей школе для 3-леток и 4-леток отдельно, и там тоже своя специфика. К тому же, что самое главное во всем этом, все определяет личность преподавателя. Даже если тип занятий будет один и тот же, у двух разных людей они получатся разными, как и у двух разных групп.
Итак, мы приехали немножко раньше, аккурат когда припарковалась машина Ани Бураго с Женей и множеством разных материалов и просто нужных штук для игротек. Комната была довольно просторная, мы помогли там все как надо подвинуть, поставить и разложить. И начали приходить первые семьи. Женя сразу села с первыми пришедшими играть в игру (разноцветные мышки -- Haba Fang mich было написано на симпатичной баночке-жестянке).
Потом само занятие, которое длилось час и рассчитано было на 3-леток.
Первая часть -- ИГРЫ НА МЕЛКУЮ МОТОРИКУ (или пальчиковые игры), а также и на крупную. Их было ооочень много, я законспектировала примерно 17, некоторые мне уже были известны по Жениным видео, как заключительная "Поедем, моя милая, в деревню жить" -- ее мы даже используем на уроках, одна из любимых песен, когда мы берем темы "животные на ферме (в деревне)". Этот блок длился долго, минут 25. Женя общалась с малышами, задавала им вопросы, они предлагали свои варианты, что будет в их игре, а чего нет. Лена отметила, что переходов и объявлений следующих потешек, песенок и игр не было, и это было хорошо.
У нас пальчиковые игры обязательно присутствуют, и в большом количестве, их и старшие дети, кстати, довольно долго любят (хотя есть дети, которые просто наблюдают и не участвуют, у всех свой процесс), но отводим мы на них меньше времени. Но у нас либо очень сильно ограниченное время, либо просто возраст деток и фокус занятия иные (например, я делаю несколько блоков пальчиковых игр за свое 30-минутное занятие, обычно 2-3 таких блока, но они значительно короче -- размяться между нашим основным занятием, чтением книжек; такие игры всегда открывают и закрывают мои занятия, но это отдельная специфика, да и дети у меня почти всегда смешанного возраста).
Дети в какой-то момент устают, но потом собираются с новыми силами -- обычно на какой-то "хитовой" игре, которая многим нравится, вот и в этот раз была "Капуста" ("Мы капусту рубим-рубим..." -- у нас она тоже всегда большой хит и дети ее любят повторять из раза в раз по нескольку раз). У Жени, конечно, сразу же виден огромный опыт работы с детишками этого возраста -- по всему, какк она четко выполняет движения, как четко проговаривает, с какими интонациями...
Вторым блоком шли ХОРОВОДЫ, вот это мне особенно хотелось посмотреть. Была рада узнать новые ("Мышки", "Ветер") для себя, и старые всем известные и любимые (как "Каравай" -- и правда, почему только на именины?). И тут Женя тоже вела неторопливо -- детям этого возраста действительно невероятно важно проделать много-много раз, получить удовольствие по полной, погордиться своими умениями. Когда я начинала работать с малышами, я этого не понимала. Сейчас научилась многому, даю им повторять по стольку раз, по скольку они хотят (и книжки любимые мы читаем по нескольку раз). У Жени каждый ребенок был выбран, каждый назван по имени. Эта часть длилась минут 10.
Третий блок -- МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (или игры с палочками). Все сели в круг. Каждому досталось по 5 разноцветных палочек (craft sticks). Женя выкладывает фигуру -- дети повторяют. Дети закрывают глаза, Женя переставляет палочку -- нужно найти, что изменилось. Все заняты делом, работают, кто-то тихонечко, кто-то шумно. Я делаю заметки для себя попутно: не бояться шума. Женя дает всем достаточно много времени -- подумать, заметить, догнать. У всех свой ритм. Некуда спешить...
Всего на эти игры ушло еще минут 10.
Четвертая часть -- ИГРЫ С ПАРАШЮТОМ. Как и на игротеке для старшеньких (7-10 лет), да и вообще как всегда по моим наблюдениям, это самая веселая часть занятия, задор у всех -- и детей, и их взрослых. :)
По-моему, перед парашютом еще были игры на математику, но подвижные: "Сколько шагов до кошки", или условности: мяу -- прыгаем вперед, а гав -- прыгаем назад (и соответственно мяу-мяу -- два вперед, гав-гав-гав -- три назад).
И пятая, заключительная часть -- СКАЗКА. Мне очень понравились Женины декорации и реквизиты: самодельные игрушки, картонный домик (из Build-a-bear), голубой шарфик, символизирующий речку... это так по-детски, так искренне и трогательно, мне сразу вспомнилась дочка и ее игры, когда все делается из подручных материалов и всё во всё превращается... Женина манера рассказывать тоже понравилось. Своими словами, не заученными, а самыми простыми и обиходными, которые вот именно в этот момент пришли. Пока сказка длилась, горела свеча, которую потом дети задули. А на прощание Женя всем позвонила колокольчиком.
После игротеки (я пишу о той, что состоялась 5 января в 10.30 утра) у многих было желание побеседовать с Женей, задать вопросы, купить книжки, взять автограф. Мне тоже хотелось бы побеседовать более обстоятельно, в более расслабленной обстановке, но остается несколько минут до следующей игротеки, и нам нужно прощаться. Ну, надеюсь, в будущем... :)
Мне очень нравится смотреть, как работают другие, учиться у них чему-то. С каждого такого занятия я приношу исписанные несколько страниц блокнота домой. Сама Женя указывает, что училась таким занятиям у Екатерины Бурмистровой (для меня было большим и радостным открытием -- читала ее интервью). Женя, поправь, если что. :) Мне очень близок такой подход в целом. Я уверена, что именно ранние занятия самые важные. Нет, они все важные, конечно, но то, что закладывается с самого начала -- оно остается навсегда и формирует личность, мне кажется, самым невероятным образом. Нужно это все делать! Песенки петь (не обязательно заученные -- выдумывайте сами, я всегда в раннем Анином детстве сочиняла песенки на ходу по любому поводу: "Кашка-малашка девочке Аняшке" -- так она совсем мелкая, года в 2, сообщала мне, что голодна, именно этой фразой :). И вот это умение играть, когда ничего нет -- ни игрушек, ни игр, и в общем-то ничего и не надо. С нашими бабушками и прабабушками так играли их мамы и бабушки. Пальчики и палочки -- и вот тебе всевозможные игры обеспечены. И самое главное, мне кажется, что остается у ребенка в результате -- вот это ощущение, что он (ребенок) ВАЖЕН, потому что родителю важна его (ребенка) игра! Потому что от него не отмахнулись, что мол глупости все это, у меня и так дел полно -- сам поиграй. Родители включаются в игру -- заодно чему-то вместе обучаются, и получают просто радость от общения, от друг друга, от жизни. Когда у ребенка с раннего детства обучение = игра = радость, да еще и вместе с родителями -- мне кажется, намного больше шансов, что и дальше учиться будет интересно, и в школу ребенок будет ходить с удовольствием, и что еще, на мой взгляд, важнее -- это что отношения родителя с ребенком будут расти, у нас есть шанс стать ближе друг к другу и нести эту близость на протяжении жизни как маленький теплый огонек свечи, который горел, пока мы слушали сказку...
А еще хочу поблагодарить Аню и Нелю за организацию этих встреч. Спасибо вам сердечное за это чудо. А разве не чудо, что Женя прилетела в Сиэтл, провела много добрых и интересных встреч со взрослыми и родителями? Как маленькая мышка, прибежала, обмахнула хвостиком и весь мир невидимыми ниточками связала. На этих встречах лица были такие хорошие и светлые. Пусть даже иногда неловко (взрослые часто не хотят новому учиться -- у меня это и у самой есть), но это именно потому, что нет привычки. Потом включаешься, "расходишься" и радуешься как ребенок. А наполнить эти встречи можно и тем, что Женя продемонстрировала -- и чем-то своим, уникальным. Главное, что рождается общность между нами. А наполнение встречи -- это уже от конкретных участников и ведущих будет зависеть, у каждой такой встречи свой характер, и так оно и должно быть, ведь все мы разные и все уникальные...
Мне кажется, мир после таких встреч становится добрее. Мне в таком мире становится как-то теплее жить. Вокруг столько замечательных людей с большими и добрыми сердцами и идеями. :)
А вот тут рассказ Ани Бураго
http://aniab.livejournal.com/3328.html#t12288