Aug 27, 2023 13:36
Сто веков эти бурдюки с питательной смесью разглагольствуют о разуме и до сих пор не могут договориться, о чем идет речь. В одном только они согласны все: кроме них, разумом никто не обладает.
«Так кто тогда его обладатель? И есть ли он вообще?» Такая мысль часто приходит в голову, но ее следует прогнать. Разум есть у человеческого тела, и не только человеческого, по правде говоря.
Поэтому человеческую душу часто называют животной душой, а животную душу человеческой. Но к разуму, который несется ввысь, ведет дорога, усыпанная золотом, во всех отношениях выдуманная. А то, что видится за этой дорогой, иногда называют человеческим разумом, часто - его отражением. Ибо, хотя отражение может быть создано везде, в том числе и в зеркале, оно не имеет к нему отношения. Это просто одна из точек на небесной поверхности.
Капли дождя на листве. Одно из солнц. Эхо небесного хора. Вот всё, чем ты можешь быть. Но ты не столько зеркало, сколько отражение. И зеркальное отражение тех, кого ты видишь в себе. Так, как видишь себя в человеке. Разум человека - относительно известное явление. Но каков разум котов или пчёл? Его тоже можно показать в лаборатории, имея только то же зеркало. Или тех же мух, если в вас нет ничего человеческого… Это же тоже разум! Он же был первым в мире.
Просто потому, может, люди не сразу додумались до того, что они обладают разумом. Кто им поверит, когда речь идёт о разумном «я»? Об этом же нужно задумываться в первую очередь. Тот же Хайдеггер, к примеру. Он не принимал и самой возможности существования разума. Теперь-то всё понятно. Конечно, разум есть. Не было бы разума - не было б нас. Как говорят философы, кто не с нами, тот против нас! Всё правильно. Кто неразумен, у того нет разума. Но пчёлы знают, с кем они - вернее, на кого они смотрят.
Знают, без каких именно «понятий» и «идей» они смогут обойтись, знают свою способность получать мед. Если пчела уверена, потому что у неё такая жизненная стратегия, эта стратегия и есть пчелиный разум. Она является смесью «имён». Имена же и являются словами. Чем больше таких слов, тем плотнее мед в коробке, где их развешивают. А каждая из этих коробок - воплощение человеческой души. Эта коробка - зеркало…
Впрочем, не будем углубляться в эту тему. Хайдеггер со своим хайдеггеровским нигилизмом несколько вышел за границы поставленной задачи, несмотря на весь тот энтузиазм, которым полны его статьи. Мы не намерены тут спорить. Пусть он находится у истоков. Нам совсем не нужно мешать этому мудрому гусю приблизиться к своему одуванчику. По-нашему, сейчас самое время набросать портрет человека.
Человек - это органон, который звучит гордо. Ведь только органы чувств создают ощущения. Только физические органы способны оценивать что-либо как вещь. Именно они определяют наши мысли, чувства и поступки. Именно они являются основной отправной точкой для всего этого. Поиски истины стихийными марксистами древности. Попробуем же сейчас приблизиться по этому маршруту к нашему человеку…
Начнём мы с умственных способностей. Ум есть способность воспринимать окружающий мир, отличать явления от состояний, ставить его себе на службу. Например, стекло имеет форму диска. Тогда такое стекло можно считать трубой, которая направляет «диск» во внешний мир. Далее, форма трубы определяет степень удалённости «диска» от «земли», определяемую упругостью материала, из которого она сделана. Из треугольной или прямоугольной трубы можно сделать деревянную, оловянную и т. п.
Труба - основной элемент познавательной деятельности. Ещё Галилей глядел в трубу и видел звёзды. А Ньютон вообще был гением… Теперь и мы заглянем в человеческую голову. Всё зависит от угла обзора, от системы приборов.
Мыслительный аппарат зависит от физических органов чувств, устройство головы - от их конструкции. Тут следует делать как раз последнее. То есть как бы разбирать человеческий череп на составляющие части, чтобы собрать вновь, уже как новое изделие. Невозможно видеть то место, куда смотришь. Отсюда и выражение «распилить череп». Зеркало не может отразить всего, зато может рассказать, какой стороной смотреть на мир человек. У него имеются особые «очки», позволяющие это сделать.
Распространено мнение, что «человек разумный» имеет такое же отношение к разуму, что и «змея очковая» к известному оптическому прибору.
Поясним эти слова. Хотя в вопросах сознания от науки мало что зависит, всё-таки не следует забывать, насколько этот опыт важен.
Сколько человек говорит слов в секунду? Какие у него «изображение» или «фокус»? Какие органы слуха? Какая мимика? Такой человек не в состоянии ничего из этого предсказать. Вся его работа сводится к отбору определённых звуков и к поиску соответствующих визуальных образов. Истина есть только в каждом отдельном случае. Изменить этот алгоритм восприятия сложно. Однако любое изменение в подходе или в образе мыслей приводит к новым результатам.
Разум есть ум помноженный на раз. Разумный ум - множество всяких «зрительных» мозгов. Получается просто определённое количество мыслей, причем всегда именно определённая их часть. Но существует и неразумный ум, и неумный разум. Когда ум тратит остатки своего продукта на слова, это просто слова… Но сегодня ум стал мудрее. Сейчас он не использует слова в качестве оправдания. Наоборот, ему нужно создать имидж. Язык является необходимым клапаном, через который поток энергии попадает в мозг. Надо только найти соответствующее оборудование. Это называют «синтезацией хаоса». Сначала возникает, а потом соединяется поток. Мышление рождает сознание. В итоге возникает ум. Этот ум и является человеческой душой.
Все события, явления и вещи, которые нас окружают, - просто энергетические вибрации в мозгу. Раз мы имеем ум через посредство органов слуха и зрения, то мы получаем ключ к пониманию «того, как устроено» всё сущее. Так что те, кому положено смотреть в «бинокль», и те немногие, кого приглашают в бинокли, по сути одно и то же.
Иногда кажется, будто мы говорим об одном и том же предмете. Есть такой граф Владимир Толстой. Его в виде графа Т. вывел в своём нашумевшем романе Сорокин. Помните, «граф Т.» приходит на приём к Бабе Яге и спрашивает её о значении буквы «а». А, он говорит.
Это яма, в которую угодила душа Толстого. Что такое «яма»? Яма - состояние падения. По-японски яма - гора, гора на к вершину которой ползёт улитка. Падает вверх ползком. Так и у Толстого получается - всё, к чему он приходит, есть всего лишь склад теней. Образов. Сад метафор и расходящихся тропов. Среди этих образов постепенно появляется окончательный образ, всё это залитое лунным светом облако - и что такое душа? Так вот, душа - склад тающих теней в уже знакомом нам черепе? Да, и более того. Душа действительно - ключ от кладовой с кубиками. Внутри них можно построить любое произведение искусства, например «Мышкина». Или «Идиота». Или что угодно другое. Вопрос только, кто будет вкладывать эти кубики в череп, когда человек умрёт. И нет ответа.
Но ведь есть ответ. Даже больше, чем ответ, вопрос в другом: как должно жить существо, которое имеет ум через органы зрения и слуха. Многие существа имеют совсем другие органы, о которых мы просто не можем иметь понятия. Наши умы устроены гораздо сложнее, нежели зрение и слух. Нам часто кажется бессмысленным то, с чем мы уже в прошлом сталкивались миллионы раз, но при этом нам и в голову не приходит обсудить это со своим котом или со своими тараканами. Мы не хотим знать о таких вещах. Зачем? Зачем они нам? Зачем измерять мир нашим ничтожным меридианом? Нам не нужны марсиане, индейские боги и автоэлектроника. Нам не нужны родители номер один, два и три. Мы всё понимаем про нашу прямую кишку и желчный пузырь. Без лишних разговоров.
И кто из нас сможет прожить хотя бы час, сознательно дыша? Кто из тех, у кого интеллект выше нормы, станет задумываться о существовании шестерёнок в мозгу, или о сложности процесса пищеварения? И, кстати, об обратной связи. Когда мы думаем про красоту и любовь, для нас не существует разницы между геометрией Лобачевского и юностью Сковороды. Для нас не существует разницы между Пифагором и Лисиппом. Дело лишь в том, каким образом мы реагируем на то или иное воздействие. Как только действие перестает быть заметным, мы перестаём его замечать. Как только мы замечаем след проползшей по потолку букашки, наше внимание переключается на двор, где мирно пасутся козы. Мы перестаем видеть саму букушку. Поэтому и пытаемся выразить это сложное и интересное явление словами непонятного нам самим языка. Когда же по потолкам и колоннам нашего города поползут муравьи, наши мозги, видимо, попытаются разобраться в устройстве шестеренок и паровой машины, работающей на тефтелях.
Да и сможем ли мы когда-нибудь понять вообще что-либо? Не менее сложно для нашего ума и понимание красоты. Ибо любовь требует не меньших усилий, чём красота. Ибо красота требует жертв, причём не только от «красивого». Скажем, культура способна полностью уничтожить искусство, науки и цивилизацию. Такое тоже происходит. С человечеством - в лучшем случае, что, впрочем, не отменяет главного различия между ним и муравьями. Это различие состоит в том, что насекомые лишены взгляда на мир через компьютер, тогда как мы вынуждены думать об этом каждый день, особенно если наш рабочий день длится двадцать четыре часа, чтобы сохранить экологическое равновесие в целом.
Джамбон Ктулху Пятый, Скрепосталиногорская обитель, пик Сталина, Памиралаи, август 1997 г., с предисловием В. Грызлова.
Спецвыпуск, Москва, Издательство Л. Гинзбург, 1999 г. № 2, издание дополнено и переработано под новым углом зрения. Публикуется впервые.
прохныч,
луноход-3