Dec 08, 2024 16:31
Оторопеть! - повторил А. И. - И это не я сказал. Это пятый цыганский барон, сын звездобола, Буддулай фон Юнгерн-Тавастштернберг говорил так, когда его спросили: «А кто тогда человек? И есть ли вообще человек?» А Буддулай ответил: «Человек - это и не я. И не ты. Это двуногое без перьев, притом с плоскими ногтями. И не ты, и я - это одно целое!» Вот что такое иноагент. Он вездесущ! И если мы его не видим, то что такое тогда человек? А ведь он есть! Как и вомбат, как и суслик. А что такое суслик? Это просто то, чего нет… Я уже говорил про это. Я просто хотел объяснить, что такое «человек» и как он появляется на сцене. Но я не знаю, что делать с тем местом в уме и во вселенной - которое мы называем «Я»… Оно есть или его нет? И что тогда есть «я»? Механизм для уничтожения водки? И тогда я не знаю, что такое «жизнь», и вообще - есть ли она. Я не знаю, что такое «я»! Но я могу быть уверен в том, что я есть. Я не знаю, что это за место - где находится истинное «я» и все остальные ложные «я». Я не знаю, что такое «я», и не знаю, есть ли оно на самом деле. Я только уверен в том, что я не знаю, человек я или нет. Вот что такое «я»! Но это и есть тот самый иноагент, который делает меня тем самым человеком, который не знает, человек он или нет. И это то, что делает нас людьми - не только по названию. А если я перестану пить водку и есть снег? А если я вообще не буду пить водку? Это тоже будет «я» - но уже без того, что есть на самом деле. Водка! Я не пью водку и вижу, что вокруг меня происходит. Ведь это то, что я вижу. Но ведь и в этом случае нет никакого «я»! Вот что такое «я»! Но тогда и этого нет. А есть только то, что я думаю о водке и снеге.
Поручик. Вы не поняли, о чем я говорю? Я же говорил - это только вопрос… А что такое «я»? Это то, что я вижу: водка, снег и ощипанный орёл с плоскими ногтями. А что такое «я» на самом деле? Это то, как я это вижу. Что такое «я»? Я не знаю. Но я знаю, что есть то «я», которое думает об этих вещах. И если это и не человек - а кто тогда? - то это будет то же самое «я», которое я знаю, только без того места в уме и во вселенной - где оно пребывает во веки веков. И когда это «я» исчезнет, тогда и будет то самое инобытие иноагента.
Поручик осторожно откашлялся и спросил: - Так кто же это такое, «я»? Это место в уме и во вселенной? Я, конечно же. Но тогда я и не человек, а орёл. А птичкам деньги не нужны, как говаривал Василий Иванович, пропив получку дивизии - они не пашут и не сеют, а одеваются лучше, чем Соломон. И я не орёл, а свинья. Или собака… Я сам себе лошадь - но кто тогда конь? А если не я, то кто? Я сам себе кабан. Или пёс… Так что же это такое - «я»? Где оно тогда?.. А если я сам себе конь, то кто тогда лошадь? Я не знаю! И что это такое - «я» вообще?..
Петька осторожно приподнялся на локтях: его слегка мутило от выпитой водки и вообще очень хотелось спать. А может, и вправду - поспать? Он посмотрел на часы: было уже почти пять утра… Или нет еще пяти?.. За окном ударили в рельсу. Но он не стал ничего говорить. И опять заснул.
-- --
Наутро утром он проснулся с ощущением, что всё это уже было. Но потом вспомнил: да нет же! Он же еще не сказал про водку. А что такое «водка»? А вот это самое «я», которое думает о водке и снеге… И тогда мы не знаем, что такое человек.
Поручик бубнил во сне, мычал и урчал, пытаясь понять пятую цыганскую истину. «А может быть, и так - подумал он. - Ведь если нет ничего другого… Может ли вообще что-нибудь существовать? Ведь нет ничего, кроме того «я», которое думает про водку и снег!» А. И. сказал: «А вот если мы не будем думать про снег, то что тогда будет?» И опять все засмеялись. Нарядчики всё время смеялись - даже когда А. И. сказал, что «я» и есть это самое инобытие. Но Петька не засмеялся, потому что вспомнил - и сразу стало стыдно. Стыдно за бесцельно прожитые годы, проведённые в плену у иллюзий от морока, наведённого капиталистами. Он вспомнил, что А. И. говорил об этой иллюзии - и о том, что она есть. Это было что-то новое - про «я» и инобытие. Про иноагентов в голове. А потом опять стало тихо. Мужики ушли на общие работы и на душе стало так светло - словно кто-то включил лампочку Ильича. А. И. рассказывал о своём лагерном опыте и это было интересно. Это не был вопрос о том, как жить. Это было разъяснение первой тайной истины марксизма: как можно понять, что есть «я»? И это был не вопрос о том - кто такой А. И. А кто такой он сам? И есть ли вообще такое понятие, как «я»? Ведь нет ничего - ни тебя самого, ни даже твоей головы. Нет даже тебя самого. А есть только ты, который думаешь про водку и снег за окном. А может быть, нет даже и «я», потому что тогда всё равно надо пить водку? Голова идёт кругом. А может быть, «я» вообще нет - а есть только это самое пространство вокруг нас, полное равнодушных, равнодушных ко всему людей? И тогда это всё - не что иное как сон?.. Он вспомнил свой вчерашний разговор с Лёхой Нагвальным. И опять не было ни «я», про которое он думал, и ничего вообще - только пустота. Пустота пустот, всяческая пустота. А что такое пустота, если нет ничего? Или, может быть - вот как раз «я» и есть пустота?..
Поручик не помнил, чтобы кто-нибудь говорил что-то такое про пустоту. Но это было ясно из всего сказанного А. И. и из того, как он сам про это понял. И Петька решил не спрашивать больше ничего - а то А. И. не даст ему спать и опять начнет объяснять про «я» - только уже с другой точки зрения.
прохныч,
молодое как небо аи,
луноход-3