Йожеф Томинц. Дети семьи Бюхлер (1829)
В продолжение
темы про Чаадаева. И к вопросу о том, Россия - это Европа? Или не Европа? В поэме Ершова "Конек-горбунок" есть такой стих про трех братьев, которых третий сын, по традиции - главный герой всей сказки:
У старинушки - три сына.
Старший - умный был детина.
Средний был и тяк, и сяк.
Младший - вовсе был дурак.
Вот то же самое можно сказать про Византию, Западную Европу (католиков) и Россию. Причем третий сын, Иван-дурак и герой всех сказок - это мы и есть, русские.
Я делю Европу на три части, и с каждой частью связываю определенный исторический период (не считая Античности): (1) Византия - старший брат (ранее и позднее Средневековье), (2) католическая Западная Европа - средний брат (позднее Средневековье и Новое время), (3) Россия - младший брат (Новое время и современность).
Деление по периодам - условное, конечно же. Сейчас от Византии нам осталось лишь одно воспоминание, хотя несомненно, греки - это современные наследники и в некоторым смысле правопреемники Византии. Однако же было время, когда линия противостояния "Восток-Запад" заключалась в противостоянии Константинополя и Рима. Просто это было давно и мы про это, мягко говоря, забыли.
Интересно, что думали рыцари-крестоносцы о греках, когда познакомились с ними поближе после взятия Константинополя в 1204 году. Считали ли они их европейцами или относили их по менталитету ближе к арабам, туркам и прочим народам Ближнего Востока? Думаю, что скорее - второе. Слишком уж быстро между христианами востока и запада возникла антипатия. Которая проявила себя еще в Первом Крестовом походе. Католики понимали, что сфера влияния Константинополя была больше на Ближнем Востоке и на севере Африки, чем в Европе. Хотя с другой стороны, греки - это, несомненно, европейский народ.
Культуры Западной Европы (такой, какой мы ее знаем сейчас) не было бы, если не тесное общение крестоносцев с греками. Культурное наследие Византии под натиском и ударами Османской империи постепенно вытеснялось на запад. Например, подъем культуры в Италии и итальянское Возрождение оказалось возможным преимущественно благодаря наследию греческих мастеров, эмигрировавших из Греции в Италию.
Россия шла всегда по тому же пути, что и Западная Европа, но только у нас получилось все чуточку сложнее. Сперва мы учились у Византии, и переняли у нее очень многое, пока не наступил тяжелый период татаро-монгольского ига. Потом пришлось уже учиться у Западной Европы, которая после падения Константинополя стала мировым центром культуры. В этом направлении решительный шаг Россия сделала при Петре Первом.
Так что на вопрос, Европа мы или не Европа, ответ: и да, и нет. Нет в том смысле, что мы - не Западная Европа, ею никогда не были и не будем. Да в том смысле, что мы все же Европа, пусть и восточная. И имеем право на свое мнение, точку зрения и позицию внутри Европы. Наш внутренний мир, национальные и культурные особенности, история, с одной стороны, не могут быть поставлены в один ряд с культурой Франции, Германии, Италии, Англии и прочих стран. Но они могут быть им всем противопоставлены. Что и происходит. И это очень хорошо ощутил и выразил Чаадаев.
С другой стороны, любое такое противопоставление культур и системы ценностей - это все же внутриевропейское противопоставление. Разобраться в нем могут только сами европейские народы. Американцам здесь не место. Как и прочим неевропейским народам. Должны разобраться между собой сами.
И еще! Можно противостоять друг другу, но нельзя просто так взять и отменить Россию в Европе, и Европу - в России. Какими бы плохими не были отношения между братьями сейчас, они все равно братья, которых многое тесно связывает. Тем более, что Западная Европа до сих пор светит отраженным светом Византии, и это для нас связь также и со старшим братом тоже.