Уильям Герберт Дантон (1878-1936, США). Барсучья нора (1906)
Вот ещё один афоризм Шопенгауэра из книги «Афоризмы житейской мудрости», который был бы приятен и киникам, и стоикам.
Этот его совет вполне соответствует духу одной известной молитвы немецкого богослова и философа Карла Фридриха Этингера (1702-1782), которая уже в наше время получила широкую известность:
«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».
К этому ещё можно было бы добавить, что самоистязание является оборотной стороной эгоизма и самоцентризма, когда человек внутренне, подсознательно вообще не приемлет мысль о том, что он может быть в чем-то не прав, но при этом факты говорят о другом. Своего рода внутренний конфликт между нашими желаниями и очевидностью. На этот счёт см. мою
заметку «Об игнорировании очевидного».
Цитата:
«Если произошло какое-либо несчастье, которого уже нельзя поправить, то отнюдь не следует допускать мысли о том, что все могло бы быть иначе, а тем паче о том, как можно было бы его предотвратить: такие думы делают наши страдания невыносимыми, а нас - самоистязателями.
Лучше брать пример с царя Давида, неотступно осаждавшего Иегову мольбами о своем сыне, пока тот лежал больным, когда же он умер, Давид только пожал плечами и больше о нем не вспоминал.
Тот, у кого не хватит на это легкомыслия, может воспользоваться фаталистической точкой зрения, ухватившись за ту великую истину, что все свершается в силу необходимости и потому неизбежно.
Впрочем, это правило односторонне. Правда, оно пригодно для непосредственного успокоения и облегчения в минуту горя, но если в случившемся виновата - как это бывает чаще всего наша собственная небрежность или безрассудность, тогда повторные размышления о том, как можно было предотвратить беду, послужат в качестве полезного самосечения, к нашему исправлению, уроком на будущее время.
Особенно не следует, как это часто делается, оправдывать, скрашивать, смягчать пред самим собою те ошибки, в которых мы очевидно виноваты, надо сознаться в них самому себе, ясно представить себе весь их размер, чтобы твердо решиться избегать их впредь.
Правда, этим мы создадим недовольство самими собою, но: «если не наказывать человека, он ничему не научится».