Я тут сегодня утром (не без причины, конечно же :) серьезно призадумался, а не стоит ли мне заняться описанием бизнес-процессов в моей компании. В самом деле, я ведь все-таки экономист, а не программист. Так по крайней мере меня воспринимают. И думают, что я должен больше заниматься экономическим анализом, а не разработкой софта на Visual Basic. Полез сегодня вечером смотреть в Сети материалы, и вот набрел на эту статью. Прочитав ее, я понял, что нечего заниматься ерундой. Системное описание, регламентация и формализация бизнес-процессов в нашей компании не светит.
Во-первых, программа типа CRM для нас - это просто предел мечтаний. Ну типа Инталева того же, или что-то в этом роде. Даже не ERP!
Во-вторых, у нас очень даже незрелая компания. Я это сейчас понял, хорошо все обдумав. Слишком много подспудных, скрытых, неясных, нечетких и нерегламентированных процессов.
Короче, BPMS нам не нужен - это однозначный факт. А почему - следует из следующей статьи...
Пять простых вопросов, ответив на которые вы узнаете, можно ли ваш бизнес-процесс моделировать и автоматизировать при помощи workflow Автор: ProcessMaker Blog
Оригинал статьи:
5 Simple Questions to see if your Business Process can be modeled and Automated using Workflow Software Буквально каждый день я получаю вопросы от компаний, ищущих программное обеспечение класса workflow и/или business process management для автоматизации потоков работ и создания веб-форм. Большая часть моей команды говорит, что я худший продавец из всех, кого они когда-либо видели. Видите ли, зачастую через 10 минут телефонного разговора я говорю потенциальному заказчику, что его процесс не может быть смоделирован в workflow и не может быть автоматизирован при помощи программного обеспечения и технологии business process management. После этого я рекомендую другой тип программного обеспечения и другую компанию.
Большинство компаний не может себе позволить разбрасываться потенциальными заказчиками. Но мы, будучи успешной open source компанией, не можем себе позволить ими не разбрасываться. Open source - чертовски честная профессия, мы не скрываем ничего. Все наши внутренние технические обсуждения - в онлайне, вся наша документация и все видеотрансляции - в онлайне и да, все наши коды открыты. Просто чтобы быть последовательными, мы должны быть столь же чертовски честными, когда мы помогаем нашим потенциальным пользователям понять, будет ли программное обеспечение business process management для них правильным выбором. Так что вот несколько вопросов, которые я люблю задавать, чтобы быстро выяснить, стоит ли вообще человеку/компании на том конце провода трудиться смотреть на BPM, как на решение проблем его компании.
1) Сколько у вас сотрудников? Если ответ «меньше 25 сотрудников», то я на 90% могу быть уверен, что вам не нужно программное обеспечение BPM, Workflow Automation или что-либо подобное. Небольшие компании ценят гибкость и быстроту реакции больше управляемости, надежности и повторяемости. В конце концов, если вы небольшая компания, то вы все еще находитесь в поиске своего рецепта успеха, так? Если бы вы уже нашли рецепт, вы бы были намного крупнее. И как и с большинством рецептов, нет смысла его записывать и раздавать, если вы полностью не уверены, что он правильный. Никто не пользуется бабушкиным рецептом соуса для спагетти, если он не очень хорош! Теперь обратите внимание: я уверен, что вам не нужно программное обеспечение BPM, не на 100%, а на 90%. 10% небольших компаний, которым оно на самом деле нужно, обычно предлагают/продают услуги очень специфические для некоторой отрасли, очень дорогие и с высокой добавленной стоимостью, объединяющие в единый поток работ несколько независимых сторон. Другими словами, это не булочная по соседству. Финансовые бутики, специальное страхование, анализ рисков и т.п. - это могут быть небольшие команды, но они используют очень специфические и формальные процессы, поэтому они идеальные кандидаты для BPM.
2) Могли бы вы прислать мне диаграмму вашего потока работ в любом формате (PPT, word, PDF, excel и т.д.)? Если ответ «нет», то процессы компании не достигли зрелости. Это связано с пунктом 1. Чтобы ваши процессы заслуживали того, чтобы их записать, они должны быть достаточно зрелыми и успешными. Мне почти не известны исключения из правила - «прежде чем пытаться моделировать процесс в программном обеспечении workflow, компания сначала должна их записать».
3) В чем ваш процесс уникален? Если человек на том конце телефона описывает потребности в программном обеспечении CRM для управления процессом продаж, и если они продают всякие штуки, как и весь остальной мир, то, я не собираюсь предлагать им создавать пакет CRM внутри BPM. Да, это можно сделать, но ЗАЧЕМ?! CRM - это частный процесс, т.е. подмножество, покрываемое программным обеспечением BPM. Но это также чрезвычайно популярный и широко используемый процесс. В результате существует множество вендоров, полностью встроивших этот процесс в программное обеспечение, специально предназначенное для CRM. Так ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕГО! Не надо изобретать колесо. То же самое относится к ERP. Порядка 15-20% заказчиков, с которыми я разговариваю, на самом деле нужно коробочное программное обеспечение CRM или ERP, и обычно я могу это выяснить в течение 10 минут.
4) Вы ищете программное обеспечение для управление проектами? - еще один вопрос, который я мысленно задаю, разговаривая с потенциальным заказчиком. Я еще не до конца это выяснил, но есть достаточно большой процент людей вокруг, которые думают, что они ищут программное обеспечение BPM или workflow, хотя на самом деле они ищут программное обеспечение для управления проектом или командой. Честно говоря, то, что предлагается для управления проектами, большей частью - полное барахло (в особенности MS Project), так что не удивительно, что все ищут чего-нибудь получше. Опять-таки, вы можете реализовать это в своем BPM, но там придется иметь дело с разными тонкими вещами, для которых большинство BPM плохо приспособлено. Причина заключается в том, что в управлении проектами зачастую больше коммуникаций и сотрудничества, чем потока работ.
5) Может быть, вы говорите «управление процессом», «приказ», «контроль», а имеете в виду «сотрудничество», «сообщения» и «переговоры»? Многие мелкие компании считают, что у них есть процесс. Но в действительности это неформальное сотрудничество или общение и без этого общения они не способны дать заказчику то, в чем тот нуждается. Опять-таки, это в большей степени относится к небольшим компаниям - в основном потому, что только небольшие компании обладают свободой продавать нечто настолько уникальное, что нельзя обойтись без сотрудничества и общения. Большие компании не имеют такой роскоши, и небольшие, но желающие вырасти, тоже ее не имеют. Это возвращает нас к идее рецепта - каждый бизнес, когда он только создается, ищет рецепт успеха. После того, как они его находят, они стремятся его институциализировать, и после этого нанимают людей для повторения процесса снова и снова. Это называется «рост». Программное обеспечение BPM или Workflow - называйте как хотите - идеально подходит для растущих компаний среднего масштаба или для больших компаний. Нет никакого секрета в том, почему это так: вся идея программного обеспечения BPM - это приоритет соглашений над свободой и повторяемости над гибкостью.
К слову, мне нравится булочная у меня по соседству и я очень рад, что они не используют программное обеспечение BPM.