Доступная городская среда это не просто низкие бордюры, это возможность любому человеку в любом состоянии пользоваться всеми услугами и сервисами в городе без посторонней помощи. Занизили бордюр, но оставили 5 см порог? Инвалид в коляске не сможет им воспользоваться, а значит доступной среды нет. Сделали надземный переход, в котором половину времени не работает лифт? Доступной среды нет. Но даже это далеко не всё, есть ещё много других нюансев, которые могут упростить (или усложнить) жизнь в городе.
Конечно, первая ассоциация это тротуар и дорога в одном уровне, никаких выступов в 3-5 см не должно быть, преодолеть самостоятельно на коляске даже 3 см очень сложно, а 5 см почти невозможно.
Но также важнейшая часть доступной среды - возможность пользоваться общественным транспортом, будь это автобус
Который, к слову, может ещё и наклоняться при нажатии кнопки (KNEELING BUS), вдруг вам тяжело ноги поднимать? Я знаю такие примеры, когда люди просто не могут подняться по ступеням.
Или это может быть трамвай (на фотографии именно трамвай на подземном участке на станции Union st в Торонто), где двери обозначены специальной маркировкой
Доступность это когда для человека на коляске продуманы специальные места в вагонах поездов
Когда человек на коляске может воспользоваться в поезде нормальным туалетом без унижения
Когда на станцию метро (там, где есть метро) ведут лифты и не надо нести на себе чемодан или отказывать себе в доступе к общественному транспорту
Доступная среда она не только для колясочников, она ещё и для людей с детскими колясками, для путешественников с чемоданами, поэтому важно на протяжении всего возможного маршрута не было барьеров
Важно предусмотреть все мелочи, даже специальные места Priority Seating, которые должны быть освобождены при появлении людей, нуждающихся в них. Обратите внимание, что они сразу у входа! Т.к. идти вглубь вагона очень тяжело.
И конечно же доступность это когда сервис для перевозки колясочников является частью системы общественного транспорта с единым оператором, а не отдельной дополнительной услугой.
Если вдруг даже активный и сильный человек вдруг не может воспользоваться поездом, потому что некуда поставить велосипед, это тоже ограничение в доступности городских ресурсов
Если нет возможности комбинировать разные виды передвижения в рамках одной поездки, человек скорее всего выберет автомобиль, как более универсальный вариант, что для города будет не очень хорошо.
И последнее - человек должен иметь возможно выйти из дома/здания/учреждения и свободно попасть в любое нужное здание, ступеньки это плохо, нет, нашим сибирским климатом это не обусловлено, даже у нас можно делать подъезды в одном уровне с тротуаром на улице
И вот тут я бы хотел чуть подробнее остановиться на приспособлении, популярном в Северной Америке - кнопке. Она располагается на входах и выходах из зданий, при нажатии на неё двери автоматически открываются и можно спокойно входить, не придерживая двери руками, не толкая их, не застревая в проходе с коляской
К этому настолько быстро привыкаешь, что сам начинаешь активно пользоваться, особенно когда у тебя в руках пакеты из магазина, чемодан или что-то ещё, вот тут вход в супермаркет, эта кнопка большая и металлическая справа от двери. Удобно нажимать любой частью тела.
Короткое видео о том, как это работает. Вот бы нам везде также сделать.
Click to view
И бонусом видео из аэропорта со специальными электрокарами для тех, кому сложно передвигаться на большие расстояния. Я опаздывал на рейс и сотрудник предложил меня подвезти, грех было отказываться.
Click to view
Уделяйте доступности городской среды больше внимания, заниженные бордюры это хорошо, но ещё далеко не всё, нужно продумывать всё от начала и до конца, на каждом этапе, от момента выхода из квартиры и заканчивая финальной точкой маршрута.