Доступная городская среда

May 09, 2018 10:20

Доступная городская среда это не просто низкие бордюры, это возможность любому человеку в любом состоянии пользоваться всеми услугами и сервисами в городе без посторонней помощи. Занизили бордюр, но оставили 5 см порог? Инвалид в коляске не сможет им воспользоваться, а значит доступной среды нет. Сделали надземный переход, в котором половину времени не работает лифт? Доступной среды нет. Но даже это далеко не всё, есть ещё много других нюансев, которые могут упростить (или усложнить) жизнь в городе.
Конечно, первая ассоциация это тротуар и дорога в одном уровне, никаких выступов в 3-5 см не должно быть, преодолеть самостоятельно на коляске даже 3 см очень сложно, а 5 см почти невозможно.


Но также важнейшая часть доступной среды - возможность пользоваться общественным транспортом, будь это автобус


Который, к слову, может ещё и наклоняться при нажатии кнопки (KNEELING BUS), вдруг вам тяжело ноги поднимать? Я знаю такие примеры, когда люди просто не могут подняться по ступеням.


Или это может быть трамвай (на фотографии именно трамвай на подземном участке на станции Union st в Торонто), где двери обозначены специальной маркировкой


Доступность это когда для человека на коляске продуманы специальные места в вагонах поездов


Когда человек на коляске может воспользоваться в поезде нормальным туалетом без унижения


Когда на станцию метро (там, где есть метро) ведут лифты и не надо нести на себе чемодан или отказывать себе в доступе к общественному транспорту


Доступная среда она не только для колясочников, она ещё и для людей с детскими колясками, для путешественников с чемоданами, поэтому важно на протяжении всего возможного маршрута не было барьеров


Важно предусмотреть все мелочи, даже специальные места Priority Seating, которые должны быть освобождены при появлении людей, нуждающихся в них. Обратите внимание, что они сразу у входа! Т.к. идти вглубь вагона очень тяжело.


И конечно же доступность это когда сервис для перевозки колясочников является частью системы общественного транспорта с единым оператором, а не отдельной дополнительной услугой.


Если вдруг даже активный и сильный человек вдруг не может воспользоваться поездом, потому что некуда поставить велосипед, это тоже ограничение в доступности городских ресурсов


Если нет возможности комбинировать разные виды передвижения в рамках одной поездки, человек скорее всего выберет автомобиль, как более универсальный вариант, что для города будет не очень хорошо.


И последнее - человек должен иметь возможно выйти из дома/здания/учреждения и свободно попасть в любое нужное здание, ступеньки это плохо, нет, нашим сибирским климатом это не обусловлено, даже у нас можно делать подъезды в одном уровне с тротуаром на улице


И вот тут я бы хотел чуть подробнее остановиться на приспособлении, популярном в Северной Америке - кнопке. Она располагается на входах и выходах из зданий, при нажатии на неё двери автоматически открываются и можно спокойно входить, не придерживая двери руками, не толкая их, не застревая в проходе с коляской


К этому настолько быстро привыкаешь, что сам начинаешь активно пользоваться, особенно когда у тебя в руках пакеты из магазина, чемодан или что-то ещё, вот тут вход в супермаркет, эта кнопка большая и металлическая справа от двери. Удобно нажимать любой частью тела.


Короткое видео о том, как это работает. Вот бы нам везде также сделать.

image Click to view



И бонусом видео из аэропорта со специальными электрокарами для тех, кому сложно передвигаться на большие расстояния. Я опаздывал на рейс и сотрудник предложил меня подвезти, грех было отказываться.

image Click to view



Уделяйте доступности городской среды больше внимания, заниженные бордюры это хорошо, но ещё далеко не всё, нужно продумывать всё от начала и до конца, на каждом этапе, от момента выхода из квартиры и заканчивая финальной точкой маршрута.

Париж, walkability, доступная среда, Лондон, Торонто

Previous post Next post
Up