Французский трамвай. Эффективность как искусство.

Aug 01, 2016 14:43

Во всём мире трамвай набирает огромную популярность, прокладка путей значительно дешевле, чем строительство метро, а эффективность, особенно в городах до 2-3 млн человек, ничем не уступает подземке. Французы же смогли сделать эту эффективность частью привлекательной городской среды, можно даже сказать искусством. Посмотрим что такого особенного во французском трамвае и почему он пользуется таким спросом.


Конечно во Франции с трамваем не всегда всё было гладко, вот, например, в Париже в начале 20 века было около 120 маршрутов трамваев и 1000 км путей, но массовая автомобилизация привела к тому, что к 1937 году трамвай с улиц Парижа исчез совсем. Только в начале 90х было принято решение о строительстве первой ветки, соединяющей поезда RER с метро и пригородными районами. Торжественное открытие первой линии T1 состоялось в 1992 году.


У нас было много споров про трамвайно-пешеходную улицу на пр.Мира, противники говорили что дома будут разрушаться из-за близости к путям, но вот в пригороде Сен-Дени уже больше 20 лет всё ок.


Чтобы машины не заезжали на эту улицу выкопали небольшой ров


Сейчас в Париже действует 7 трамвайных линий, за 2015 год перевезено 256 млн. пассажиров


Cамая современная на сегодняшний день линия T8.


На разных линиях ездят трамваи с разным дизайном, например, так выглядит T2, обратите внимание, что состав сдвоенный, это говорит о его большой популярности


Но больше всего мне нравятся трамваи линий T3a и T3b


При разработке дизайна были выбраны символы, которые ассоциируются с Парижем


Их использовали в оформлении интерьера и экстерьера


И ещё немного парижских элементов


Для разных городов компания разработали свой дизайн трамваев. В Реймсе кабина похожа на бокал шампанского, в Бордо - бутылка вина, в Марселе - корабли, а Лион - шелковая столица, поэтому и трамваи похожи на шелкопряд, у всех трамваев большие окна, чтобы можно было любоваться городом.


Ницца, чтобы не портить вид площади трамвай проезжает на аккумуляторах


В городе Тур трамвай вообще футуристичен, строгий, но стильный


Теперь пора прокатиться в трамвае. Двери сами на остановках не открываются, для этого есть специальные кнопки, такой хитростью экономят электроэнергию на создании микроклимата в салоне.


Посадка в трамвай, платформа находится на одном уровне с входом в трамвай, это не только обеспечивает беспрепятственный вход маломобильным пассажирам, но и ускоряет посадку/высадку


Салон большой и просторный, сиденья расположены "лицом к лицу", чтобы пассажиры могли общаться между собой и атмосфера была более дружелюбной.


Сразу у входа висят валидаторы, с оплатой в общественном транспорте в Париже вообще очень интересная ситуация, акцент поставлен не на наказании нарушителей, а на сознательность, людей убеждают, что платить за проезд круто, а приобретение абонементов на длительный срок очень выгодно. Действительно, при стоимости "безлимита" 70 евро в месяц можно кататься сколько угодно, а разовый билет стоит немаленьких денег - 1.8 евро за одну поездку. Не обходится и без контроля, штраф безбилетнику может доходить до 80 евро, причём даже если у вас проездной, но вы забыли отметить вашу поездку. Так выглядит валидатор для карт NaviGo


Валидатор для обычных билетов


Купить билет можно на любой трамвайной остановке, тамже можно получить много полезной информации - карты, схемы, навигация, время до следующего трамвая


Всё максимально понятно и наглядно, не обязательно даже язык знать.


Есть отдельные стенды со списком станций и перечнем маршрутов метро и автобусов рядом с этой остановкой


Также на остановках есть удобные лавочки, причем можно либо посидеть


Или просто постоять прислонившись


На всех остановках висят табло с временем до ближайшего трамвая и до следующего после него, наклейка на табло как раз призывает пассажиров оплачивать проезд: "Je monte, je valide" можно перевести как "я еду, я оплачиваю", хотя тут имеется ввиду валидация проездного.


Саму остановку можно сделать достаточно компактной, если поместить её между путей, такое решение хорошо работает в стеснённых условиях


Трамвай, как самостоятельный вид транспорта, может работать не очень эффективно, очень важно интегрировать его в общую транспортную систему города, наладить взаимодействие с разными видами транспорта, убрать дублирующие автобусные маршруты. Один из пересадочных узлов на котором встречаются две трамвайных линии T2 (слева) и T3 (на заднем плане), справа вход в метро, чуть дальше остановка автобуса, а слева за трамваем пункт проката велосипедов.


Трамвай это не просто транспортное средство, это способ изменить облик города, сделать улицы дружелюбнее, поэтому вместе с проектом прокладки новых линий учитывают новое озеленение, благоустройство и велосипедные дорожки. Благодаря такому комплексному подходу районы с трамваем начинают активно развиваться, улицы оживают, работодатели охотнее размещают новые рабочие места, потому что не надо решать проблему доставки сотрудников.


В России очень любят термин "скоростной трамвай", представляя себе эстакады и какие-то большие скорости, но на самом деле скорость достигается безостановочным движением за счёт приоритета на перекрёстках, которые трамвай проезжает без остановки.


Здесь могла бы быть широкая дорога, но оставили по две узких полосы для автомобилей по бокам отдав всё трамваю, при этом пути расположены в центре, такое решение визуально разделяет широкую дорогу и пешеходам гораздо проще и безопаснее переходить, здесь спокойно ходят дети, мамы с колясками, даже для инвалидов нет никаких проблем и препятствий, вот как надо проектировать городскую среду! Красота!


Вообще все переходы должны быть на одном уровне, без перепадов, а чтобы нерадивые автомобилисты не разворачивались ставят столбики.


Для автомобилей тоже все условия, переезд через пути абсолютно незаметен, просто обычный перекрёсток, без возвышений, бугров и тд, на фотографии, между прочим, не какой-то элитный район, а один из неблагополучных пригородов Сен-Дени, где живут мигранты, тем не менее сделано всё идеально.


В современном мире рельсы укладывают на монолитное основание - выставляют их на специальных опорах, а потом заливают всё бетоном. Такая конструкция обеспечивает бесшумность движения и долговечность, в Париже за 20 с лишним лет не было ни одного капитального ремонта. В отличие от укладки бесшеечных рельс в бетонные плиты в случае монолитного основания путь может иметь любые изгибы, повороты и тд.


Стрелка, монолитное основание, здесь спокойно ездят автомбили без какого либо вреда для путей.


При том, что трамвай может перевозить больше пассажиров, чем автобус, он остается очень компактным видом транспорта и занимает очень мало места в городе. Например, вот так выглядит конечная остановка, водитель переходит во вторую кабину в хвосте и трамвай по стрелке переходит на обратный путь


Красота! Практически идеальный трамвай!


Сейчас во Франции трамвай набирает огромную популярность, в Париже рост пассажиропотока с 2013 по 2014 год составил 22%! На некоторых участках, где автобус был заменен трамваем, количество пассажиров выросло в 2-3 раза. К 2018 году планируется увеличить протяженность трамвайных линий с 100 до 143 км, строительство идёт полным ходом.


И напоследок несколько видео о том, как всё это работает. Приоритетный проезд перекрестка, при подъезде трамвая всем участникам движения загорается красный свет светофора, а трамвай без остановок спокойно проезжает.

image Click to view



Бесшумный и очень бодрый старт трамвая T2

image Click to view



Видео из салона, старт с конечной остановки, поэтому достаточно медленно, с 50 секунды приоритетный проезд перекрёстка

image Click to view



И небольшое медитативное видео трамвая в городе Тур (снято не мной)

image Click to view



Надеюсь, что мы наконец-то поймём, что трамвай это не пережиток прошлого, как может показаться глядя на наши дряхлые КТМ-5, а вполне себе современный и очень нужный вид транспорта.

Париж, транспорт, трамвай, Франция

Previous post Next post
Up