Каким должен быть департамент транспорта

Dec 17, 2014 12:33

Основная мысль, которую пытался донести до нас Михаил Якимов во время приезда в Красноярск "в Красноярске нет системы управления транспортом, департаменты занимаются не тем, чем должны". Чтобы понять чем же занимается наш департамент транспорта я провёл небольшой анализ этой структуры в трёх городах - Москва, Пермь, Красноярск.

Далее коротко и сжато о целях и функциях различных департаментов:

Красноярск. В функциональные обязанности входит работа с маршрутной сетью общественного транспорта, проработка расписания, проведение торгов на маршруты, контроль работы муниципальных учреждений. Формирвание тарифов, контроль исполнения договоров с перевозчиками. И один из самых последних пунктов: Проводит анализ, экспертизу и координацию научных и технических проектов и программ в сфере пассажирских перевозок, осуществляемых с использованием средств бюджета города, оценку эффективности расходования указанных средств.
По сути это означает, что планированием, выработкой решений в рамках транспортной системы целиком никто не занимается. Очень хорошо это видно по заказчикам крупных объектов транспортной инфраструктуры, например, заказчиком строительства путепровода на ул.Авиаторов является департамент градостроительства, а точнее МКУ «Управление капитального строительства». Заказчиком самой крупной текущей стройки 4 моста является Управление автомобильных дорог красноярского края (Крудор). Кстати, вся дорожная сеть находится на балансе департамента городского хозяйства.

Посмотрим как дела обстоят в столице. В Москве сам департамент назвается несколько иначе - департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Естественно и функции его значительно шире, здесь и разработка программ развития транспорта, выполнение функций государственного заказчика на разработку и реализацию этих программ, разработка законов и правовых актов и ещё очень много всего. В зону компетенций входит и метро и такси и даже велосипедные и пеходные дорожки, что логично, ведь это всё относится к транспортной системе. Платными парковками и изучением их эффекта занимается тоже этот департамент.

Хорошо, возможно, это в столице такие крутые и у них столько полномочий? Следующий город Пермь. Опять же само название уже говорит о функциональной нагрузке - департамент дорог и транспорта. В Положении описаны следующие цели: обеспечение развития улично-дорожной сети, всех видов городского пассажирского транспорта, оптимизация транспортной пассажирской сети города.
Перечень функций занимает 4 листа, поэтому кратко о ключевых момента: департамент обеспечивает разработку УДС, организует проектировку дорог, их обустройство, отвечает за разметку и знаки, проводит систематический анализ состояния транспортной системы города, отвечает за разработку правовых актов и т.д.

На примере трёх городов даже в пределах России уже видна значительная разница в подходах к управлению транспортной системой. В Перми и Москве департаменты отвечают не только за общественный транспорт, но и за функционирование целого комплекса, начиная от исследования, анализа, проектировки и заканчивая внедрением и эксплуатацией. В зону их ответственности входит всё, что касается транспорта - дороги, знаки, велосипедные дорожки, парковки. Департаменты являются заказчиками изменений и в их руках есть все необходимые инструменты для внедрения этих изменений.

В Красноярске же ситуация кардинально отличается. Полномочия и функциональные обязанности департамента транспорта очень урезаны и ограничиваются лишь вопросами регулирования общественного транспорта. Это приводит к тому, что никто не может сделать свою работу хорошо. Департамент траспорта должен знать где и какие знаки нужны и какой должна быть разметка, но знаками и разметкой занимается департамент городского хозяства, в итоге одним нужны эффективные полосы для ОТ, а другие разводят руками - знаки поставили, а оно не работает. Обязательно должна быть актуальная информация о состоянии транспортной системы, должен проводиться анализ, разработка предложений, планирование и прогнозирование, но делать это некому. Размывается ответственность, город стоит в пробках, но никто ни за что не отвечает. Самое удивительное, что даже чисто транспортной темой - парковками - занимается вовсе не департамент транспорта, а городское хозяйство, о каких эффективных решениях может тут идти речь, если каждый занимается не тем, чем должен?

Для наведения порядка в самую первую очередь необходимо разграничить ответственность, все вопросы касаемые транспорта, развития, ремонта и поддержания доржной сети, организации движения, должны быть в зоне ответственности одного департамента, тогда с него будет что спрашивать. Необходимо сформулировать цели и функции в соответствие с современными требованиями. Если этого не сделать, то Красноярск так и продолжит стоять в постоянных пробках и никакие меры по спасению не будут приводить к должному эффекту.
Необходимо определить показатели по которым можно оценивать работу, в плане транспорта это среднее время транспортных корреспонденций, причем тут учитываются все виды перемещения, в том числе велосипеды и пешеходы. В текущей ситуации департамент просто не имеет всех инструментов для управления этим параметром, они распределены между другими структурами и слаженного взаимодействия не получается. Возьмем простой пример - после запуска в строй четвертого моста обещают снижение уровня заторов в центре города на 10-15%, мало того что эти цифры невозможно проверить, также не понятно будем ли мы реально передвигаться по городу быстрее или просто пробки сместятся в другие районы города и по сути ничего не изменится.

До конца 2014 года компания Стройпроект должна сдать в пользование городу комплексную транспортную схему, вместе с транспортной моделью это полезный инструмент, позволяющий не только представлять текущую ситуацию, но и прогнозировать, оценивать эффективность тех или иных решений, понимать к чему нужно стремиться, моделировать различные варианты взаимодействия всех видов транспорта, но у него есть одна особенность - необходимость постоянной актуализации. Сегодня заниматься этим некому, нет соответствующей структуры, нет специалистов, нет базы и вообще понимания как и что делать с этой схемой. Через полгода-год КТС станет бесполезной и огромная сумма потраченных денег вылетит в трубу, работу придётся делать заново с нуля.

UPD: Свежий пример к чему приводит неправильное распределение обязанностей.
Трамваи стали попадать в утренние пробки вместе с автомобилистами
http://ngs24.ru/news/2020882/view/
Из соображения дать автомобилям больше места департамент городского хозяйства расширил проезжую часть за счет трамвайных путей, но в итоге из-за нескольких человек в пробке стоит целый трамвай. Непродуманность решения и отсутствие инструмента моделирования ситуации привело к увеличению среднего времени транспортных корреспонденций, проще говоря стало хуже.

департамент транспорта, Красноярск, Москва, Пермь

Previous post Next post
Up