Человеческий масштаб красноярских улиц

Jan 21, 2014 22:13

За годы проживания в одном городе, а зачастую даже и в одном районе мы привыкаем к обстановке вокруг, она нас особенно не возмущает и создается впечатление, что так было всегда и ничего тут не изменить. И, наверное, каждому после поездок в "культурные страны" приходил в голову вопрос почему у них там все красиво, аккуратно и хочется гулять, а в Красноярске даже пойти толком некуда кроме набережной и острова Татышева. Привычные улицы из "нормально и так сойдет" на контрасте превращаются в "кошмар, как страшно!", и порой слышатся упреки, что мол в той же Европе города вот так складывались, такая культура, а у нас вот так, холодно, индустриально и ничего не изменить, либо очень дорого. И у меня возникла идея показать всем (и самому себе в первую очередь), как можно изменить облик улиц, без глобальной перестройки и огромных финансовых вливаний.
Поскольку архитектурного образования у меня нет, основным помощником в поисках того, что нужно поменять, чтобы улицы стали приятнее, стала книга Яна Гейла "Города для людей". Основная идея заключается в том, чтобы создать "человеческий масштаб" в городе. Долгое время этот термин для меня был не очень понятным, ровно до поездки в Бишкек, когда на контрасте с Новосибирском этот самый масштаб я прочувствовал на 100%.
В Бишкеке встретить дороги больше четырех полос - большая редкость, при этом очень много деревьев, по краям тротуары, гулял я там с большим удовольствием, это "человеческий масштаб", с множеством небольших объектов, за которые можно зацепиться глазами во время неспешной прогулки.


Новосибирск с восьми-полосными "хайвеями" выглядит совершенно иначе, огромная площадь отдана под проезжую часть, тротуары очень маленькие и пешеходы ничем не защищены, это "автомобильный масштаб", которому мелкие элементы не нужны, на скорости 60км/ч их просто не рассмотреть, автомобилям нужен простор, ширина и большие, читаемые издалека знаки.


Центр Бишкека, совершенно уютный тротуар! Дорога отделена живой изгородью, газон, очень много деревьев, создается впечатление прогулки в парке, до всего можно дотянуться рукой - "человеческий масштаб".


И абсолютно контрастный тротуар в Новосибирске - очень широкий, но отдан машинам и изуродован тяжелым бетонными блоками, деревьев почти нет, единственное желание - побыстрее пройти этот участок, чтобы не смотреть по сторонам и больше о нем не вспоминать, а еще лучше проехать на машине, чтобы совсем его не видеть, улица заточена под большую скорость - "автомобильный масштаб".


По возвращению в Красноярск я прогулялся по проспекту "Красноярский рабочий", неподалеку от моего дома, чтобы поразмышлять над тем, чего не хватает нашим улицам, чтобы стать уютнее. Типичный тротуар, который очень часто встречается на проспекте, как оказалось, по масштабу ближе именно к автомобилям - очень широкий, припаркованные авто, мелких элементов, которые можно было бы рассматривать во время прогулки, нет, гулять тут скучно и утомительно.


Поэтому было принято решение попытаться максимально сжать улицу, добавить деревья и лавочки, а от проезжей части отделиться живой изгородью. Такие пропорции намного приятнее глазу, велодорожка добавит активности и ощущения от прогулки изменятся в лучшую сторону.


Уже после того как рисунок был готов стало понятно, что вдоль стены дома осталось пустое и скучное пространство, которое можно было бы занять, например, вазонами и цветами или небольшими деревьями в кадках.

Вот таким нехитрым способом я постарался показать, что улицы Красноярска можно несложными махинациями превратить из "автомобильных" в комфортные для людей. В перспективе есть желание эту работу продолжить и показать на контрасте, что наши улицы вовсе не "нормально и так пойдет", но могут быть "очень даже хорошо".
Отдельное спасибо архитектору Евгению Зыкову, за дельные советы и большое спасибо Анастасии, за очень красивый рисунок :)

P.S. С этим проектом я сегодня выступил на круглом столе форума Строительство и архитектура. Если получится выложу позже видео.

Новосибирск, Бишкек, Красноярск, улица

Previous post Next post
Up