Путешествие в Дзивгис из последних сил и релакс в термальном источнике.

Oct 28, 2023 01:01


Закончив, в соответствии с регламентом, отведённым программой, осмотр объектов Верхнего Фиагдона, отправляемся в сторону Дзивгиса. Километров через 5-6 въезжаем в небольшое селение, в котором ныне проживает несколько семей. А когда-то Дзивгис быд культурным и духовным центром Куртатинского ущелья. Теперь это селение, в буквальном смысле, музей под открытым небом.
Первое, что мы видим табличка: «Налево пойдёшь...направо пойдёшь...»
Ага, здесь оказалось всё направо.





Нуууу, склепов нам сегодня хватит, насмотрелись. А вот это что, похожее на огромный склеп? Оказывается, храм. Вернее, древнее (средние века) святилище «Дзивгъисы Уастырджи», ныне музей и памятник архитектуры федерального значения. И он закрыт почему-то. Впрочем, уже шестой час вечера.



Святилище «Дзивгъисы Уастырджи»

Кто такой Уастырджи? - Герой нартовского эпоса дохристианского периода и самое почитаемое в Северной Осетии-Алании божество. Изображается он в образе зрелого бородатого мужчины и грозного воина в боевом облачении, сидящего верхом на белоснежном коне. Он помогает воинам, путешественникам, земледельцам , вообще честным и добрым людям. Карает мошенников, предателей и воров. Уастырджи покровитель мужчин. Женщинам строго-настрого запрещено даже произносить его имя.
Ох, а я столько раз написала!



Уастырджи

Среди осетин, исповедующих христианство, в то же время, весьма распространено и традиционное верование предков. В этом отношении можно провести параллель с другими народами. Например, у славян до сих пор присутствуют языческие обычаи: масленица, святки, день Ивана Купавы и другие. Вот так и у осетин народный эпос тесно переплетается с христианством. Хотя, в республике есть радикальные традиционалисты, которые считают, что вовсе ничего не переплетается. То есть осетинские божества сами по себе, а христианство само по себе и им не по пути. Это касается, в первую очередь, Уастырджи.
Дело в том, что с появлением на территории предков осетин христианской религии, а это произошло в 916 году (на 72 года раньше, чем на Руси) Уастырджи стал прочно ассоциироваться с православным Святым Георгием, который также покровительствует путешественникам и воинам. Причём, некоторые осетинские учёные расшифровывают имя Уастырджи так: уас - «святой», стыр - «великий», джи - «Джио, Георгий». Дословно - «святой великий Георгий». Дигорский диалект сохранил более древнюю форму - Уас Герги. - это прообраз воинственного божества из аланского эпоса.



Святой Георгий Победоносец

И вроде как получается неважно то, что Уастырджи мифический герой нартов, а Святой Георгий - реальный человек (причисленный к лику святых византийский полководец).
Есть даже объяснение, почему его облик стал в виде седовласого старика. Вроде как, гибель Аланского государства под натиском татаро-монгол в XIII веке, и последующее нашествие войск Тимура, повлияло на самобытность остатков алан, ушедших в ущелья. Четыре века угнетения и давления на христианскую веру, изоляция от церковного окормления, сказались и на представлении образов христианских святых. Тогда Уастырджи - святой Георгий стал почитаться в образе седобородого старца, потому что, это олицетворение мудрости, а без неё никак не выжить.
Вот кто знает, как это было много веков назад? Может так, а может эдак. Запутанная это история. Главное, что народ выжил, воссоединился с единоверцами, и море никто не копал.
И я ничего копать не хочу.
Тема Уастырджи для осетин, конечно, важная.
Но, туристов в Дзивгисе привлекает больше другое, - наскальные крепости. Они образуют вокруг горы Кариухох целый комплекс.
К стати сказать, если проезжать мимо, то крепости можно не заметить. Скалы себе и скалы. А вот если присмотреться, можно увидеть множество «окошек» в скалах.





Дзивгисская пещерная крепость, возведенная предположительно в XIII-XIV веках, - одно из наиболее мощных фортификационных сооружений не только в Осетии, но и на Северном Кавказе. Она пристроена ко входам в естественные пещеры, находящиеся на разных высотах.
Скальная крепость в Дзивгисе когда-то защищала проход в Куртатинское ущелье, поскольку расположена она в идеальной локации: с одной стороны бурная река Фиагдон, с другой непреодолимая гора Кариухох.



Состоит крепость из нескольких «замков», между которыми когда-то было локальное сообщение: чтобы воины могли переходить из одного укрепления в другое, со стен перебрасывались балки. В настоящее время через пролом в скале, можно по камням, преодолев метров 10 вверх, вскарабкаться во внутрь, через бойницы обозреть местность и прочувствовать как всё было много веков назад.









Вволю полазав по пещере, едем дальше и уже мечтаем о релаксации на горячих источниках.
По пути, километра через три после Дзивгиса, на минутку останавливаемся возле Кадаргаванского каньона, где река Фиагдон зажата между двумя крутыми скалами.



Здесь имеется ещё один арт-объект. Правда его ещё поискать надо.



Картинка называется "Найди барса"

Если бы мне не сказали, что надо искать, то ни за что бы не нашла. Это каменный зеркальный барс, - символ Северной Осетии. Его соорудили на валуне, застрявшем между двумя скалами. Каменная скульптура барса вся покрыта кусочками зеркал. Залезть на валун для ближайшего рассмотрения барса надо ещё умудриться. Ну нет, мы уже на горячие источники сильно хотим. Я его снизу сфотографировала и красным кружочком обвела. Если что, координаты 42.8827627, 44.3265671





Запрыгиваем в наш микроавтобус, едем в предвкушении отмокания в термальных водах села Биразганг, что в сорока километрах от Владикавказа.
Как и любое туристическое место в Северной Осетии, источники просто так не появились. Здесь всё овеяно тайнами, легендами, преданиями, противостояниями и даже стрельбой.
Говорят, что хромые бросают тут костыли, а страдающие от бессонницы засыпают крепким сном. В общем,- всем косым, кривым, хромым - сюда !
На самом деле, здесь обыкновенная термальная минеральная вода, согретая вулканическими породами, она поднимается со скважины глубиной 2300 метров и содержит в себе множество полезных свойств. В такой природной воде нет опасных для человека веществ. Зато источник содержит щёлочь. Современные люди «окисленные» - из-за неправильного питания, косметики и бытовой химии. Все это влияет на кислотно-щелочной баланс в организме. Биразгангская вода приводит его в норму.
Здесь всё прилично обустроено: раздевалки, душ, даже домики, в которых можно отдохнуть и при желании переночевать. Есть кафе и всё такое прочее.
Релакс в ваннах рассчитан на час. Лично мне хватило минут двадцать. Ну, не люблю я сидеть в мелких бочках, как солёный огурец. Так что, - на любителя.



Всё, расслабились, теперь можно и поесть осетинской вкуснятины на ужин. Возвращаемся во Владикавказ. А вот и Гугл-а мне прислала сообщение, что внимательно следит за мной и что за день мы проехали 138 километров с остановками в девяти точках. Всё знает, но не точно.



На самом деле проехали 167 километров и сделали четырнадцать остановок. Наш экскурсионный день длился 12 часов, из них 5 часов 20 мин в пути.



Схема путешествия одного дня

путешествие по россии, Северная Осетия, Алания, Дзивгис, Бирагзанг, Зеркальный барс, Уастырджи, путешествия, Кавказ

Previous post Next post
Up