Сутки езды «не скорым» поездом от Воронежа до Владикавказа и я в столице Северной Осетии (Алании).
История крепости и города Владикавказа начинает отсчет с 1784 года. Для налаживания торговли необходимо было организовать транспортное сообщение между странами и воздвигнуть крепости на Северном Кавказе. Требовалось обеспечить безопасность дорог между Кавказской Линией и Закавказьем, поэтому по указу императрицы Екатерины на правобережье Терека было возведено несколько оборонительных сооружений. Одно из них, находящееся близ Дарьяльского ущелья, получило название Владикавказ («Владей Кавказом»).
В 1931 г. власти поменяли название на Орджоникидзе, в 1936 г. он стал столицей Северо-Осетинской АССР. В 1990 г. городу вернули первоначальное название Владикавказ.
Железнодорожное сообщение между Владикавказом и Москвой существует с лета 1875 года. Тогда же было построено первое кирпичное здание вокзала. В первой половине 1960-х годов железнодорожный вокзал и прилегающие к нему территории были реконструированы. Во второй половине 2000-х годов вокзал был обновлён.
Вот таким я увидела вокзал 13 сентября 2023 года.
На привокзальной площади, как всегда и везде, таксисты на перебой предлагают услуги. Многие предлагают ехать в Грозный или, что несколько удивило, в Тбилиси. Но мне никуда не надо, я уже знаю, что до забронированной мною заранее гостиницы всего 200 метров и она на той же улице, что и вокзал. Иду к ней.
Что бросается сразу в глаза, - очень много вокруг старых, но добротных зданий, явно исторических.
Вот интересное здание по улице Маркова, 26. В настоящее время здесь находится Владикавказское художественное училище им. Азанбека Джанаева. Здание является памятником культурного наследия регионального значения.
На торцевой стене, обращенной к привокзальной площади, выложено мозаичное панно, посвященное установлению в 1920 году советской власти на Северном Кавказе. Изготовлено оно было в сентябре 1974 г. в период подготовки к празднованию 50-летия автономии Северной Осетии и 200-летия присоединения Осетии к России. В верхней части панно размещены портреты С. М. Кирова и Г. К. Орджоникидзе, справа - текст: «Телеграмма. 4 апреля 1920 г. Москва, Кремль, В. И. Ленину. Освобождение от белых всего Северного Кавказа стало свершившимся фактом. Осетины, ингуши, кабардинцы, балкарцы, дагестанцы проникнуты полным сознанием могущественности советской власти, безграничным доверием к ней. Пред. Сев. Кавказа Орджоникидзе». Ниже - изображения всадников в национальных костюмах.
Следующее здание, - место моей остановки на сегодняшний день и ночь.
Это гостиница «Амран». Адрес гостиницы: улица Маркова, 28. Здание так же памятник архитектуры. Это бывший клуб железнодорожников им. Августовских событий. Построено в 1923 году.Кстати, улица раньше называлась Вокзальным проспектом, но потом её переименовали в честь старого большевика и начальника путей сообщения Кавказского округа, который в 1922 году был убит.
Избавившись от груза вещей, иду гулять по городу пока так: «куда глаза глядят». На следующий день встречусь уже с группой от сообщества «Неизвестная Россия», и тогда с гидом прогуляемся по Владикавказу более осмысленно.
Сообщество «Неизвестная Россия» в социальной сети Vk я обнаружила года два назад и всё к нему присматривалась. И вот случилось и срослось: купила у них тур в Северную Осетию. Теперь уже могу сказать, что не пожалела. Организаторы очень творчески и ответственно подходят к делу. Поездки у «Неизвестныча» на любой вкус и цвет, если вы не «матрасники», конечно. Так что, рекомендую.
Как я уже упомянула, во Владикавказе много исторических зданий, возможно благодаря тому, что бои за Владикавказ (Орджоникидзе в то время) в Великую Отечественную войну хотя и были весьма и весьма ожесточёнными, войскам вермахта так и не удалось взять город, а потому разрушения не были глобальными.
Приятно обращает на себя внимание то, что в городе очень чисто в отличии от многих населённых пунктов центральной России. Как им это удаётся? Наверное, здесь есть какая-то тайна. Надо наших чиновников туда на обмен опытом послать, но только за собственный счёт, а то знаем мы их...
Большинство зданий имеют вид реставрированных, хотя есть и те, что ждут восстановления.
На перекрёстке улиц Маркуса и Титова увидела здание с надписью «Саби». Двухэтажное здание из красного кирпича построено в 1914 года.Это последнее общественное здание, построенное во Владикавказе в дореволюционное время, предназначалось для зрелищных мероприятий. Оно является объектом культурного наследия России федерального и регионального значения. После революции здесь был «Клуб декабристов», с конца шестидесятых годов прошлого века и по сей день Северо-Осетинский театр кукол «Саби». В переводе с осетинского на русский слово «саби» означает «дитя, крошка, малыш».
Интересно, что практически на каждом старом здании исторического центра есть внушительные по размеру и качеству монументальные таблички. Из них можно узнать кто в том или ином доме жил или работал.
Иду к набережной Терека. Терек как бы делит город на две части, причем на его правом берегу расположен исторический центр, где в 1784 году была построена Владикавказская крепость.
Набережные рек всегда обязательны в моей программе. Считаю, что в каждом приличном городе, где есть река или другой водоём, непременно должна быть набережная. Во Владикавказе она есть. Общая длина около пяти километров. Местами набережная пересекается с улицами или переходит в скверы. В разных местах она привлекательна, в других нет. Есть места, где идёт ремонт, другие в нём нуждаются.
Через Терек в городе перекинуто около 9 мостов. Есть пешеходные, автомобильные и даже требующий капитального ремонта трамвайный.
Сначала Кировский, к нему первому пришла.
Кировский мост является старейшим мостом города, который был установлен в начале 20 века в центральной части города Владикавказ для транспортного сообщения левого и правого берегов реки Терек. Мост полностью состоит из железобетона, въезд и выезд с него украшают большие бетонные скульптуры льва и львицы, покрытые золотой краской. В непосредственной близости от моста находится стадион Динамо, осетинский театр, детская юношеская спортивная школа, городской планетарий, а также городской парк культуры и отдыха.
Лев и львица на Кировском мосту
Вид на Терек с Кировского моста.
Правый берег набережной совсем разворотили ремонтом, пришлось по старому мостику перейти на левую сторону и продолжить движение против течения реки до пешеходного моста, который называют Кладки.
Пока шла к нему, пыталась разглядеть впереди, в облаках горы. Где-то там, по идее, должен быть Казбек. Говорят, в хорошую погоду его можно увидеть. Но, это не точно.
Мост Кладки называют ещё Горьковским, так как от гостиницы «Владикавказ» через парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова, он ведёт к улице Горького.
На мосту установлены «золотые» грифоны. Во Владикавказе любят всяких зверушек.
Горьковский пешеходный мост (Кладки)
Скульптура грифонов на Горьковском мосту.
С Горьковского моста хорошо просматривается мечеть Мухтарова.Красно-голубое здание с минаретами, стоящее у воды на фоне далеких горных вершин, - этот вид стал одной из визитных карточек Владикавказа. К Суннитской мечети, или мечети Мухтарова, приходят не только исполнить религиозные обряды - памятник архитектуры федерального значения привлекает своей восточной красотой. Этому необычному сооружению уже больше века. А вот построенные высотки позади как-то смотрятся не комильфо.
Есть несколько версий истории возникновения мечети, Я не буду на них останавливаться. Об этом можно прочитать
на сайте «Это Кавказ» И немного ещё об одном мосте, - Чугунном. Честно говоря, во владикавказских мостах я несколько запуталась. Дело в том, что старый Чугунный мост, он же «Ольгинский мост» - в честь Ольги Федоровны - супруги Великого князя Михаила Николаевича Романова, изготовленный англичанами из чугуна в 1860 году уже не существует как таковой. В 1958 году его демонтировали, а пролёты частично разнесли и вмонтировали в другие мосты: два пролёта старого моста перенесли к Суннитской мечети и установили на месте моста Кладки (Горьковского), третий пролёт перевезли в Кобанское ущелье, а четвёртый - в Суаргомское, где они стоят и поныне.
Взамен старого чугунного моста, в том же 1958 году, на несколько метров южнее, построили железобетонный. Но, называют его по-привычке Чугунным.
Соединяет заречную часть города с центром. На левом берегу Терека от моста начинается улица Генерала Плиева. На правом берегу мост выходит на площадь Штыба.
На мосту установлены фигуры барсов.
Скульптура барсов на Чугунном мосту.
Барс - главный символ Осетии . Именно он красуется на гербе республики. Но это не тот снежный барс, которого мы привыкли себе представлять, а переднеазиатский леопард, животное желтого окраса с черными пятнами. Именно эти дикие кошки водились до середины XX века на территории Северного Кавказа, но практически исчезли из естественной среды обитания. Сегодня силами экологов и волонтеров популяцию хищников на Кавказе восстанавливают.
На этом, моё одиночное путешествие по Владикавказу закончилось. В гостиницу отправилась вызвав Яндекс-такси. Во Владикавказе, надо сказать, отлично работает. Время ожидания никогда не превышало пяти минут.
Завтра будет день второй, уже с гидом.
#Владикавказ #Северная Осетия #Путешествие #Кавказ