Оказывается, чтобы увидеть готику не обязательно ехать в Париж. В Курске тоже есть кое-что... Самое известное в городе здание в готическом стиле - католический Костел.
Есть и другие сооружения с элементами готики, но такое, что бы целиком и полностью, - одно.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы была выстроена в 1896 году на пожертвования прихожан- католиков, которых в то время в Курске было довольно-таки много.
Из истории известно, что после трёх разделов Речи Посполитой ( Королевство Польское и Великое княжество Литовское) в XVIII веке и наполеоновских войн большая часть территории польского государства вошла в состав Российской Империи. А в 1863-1864 годах на территории Польши вспыхнуло крупное «январское» восстание против российского господства. Мятеж был подавлен, а поляки, причастные к восстанию, были отправлены в ссылку в центральную Россию. В Курск так же прибыло несколько сотен человек. Соответственно, со временем, потребовалась католическая церковь.
Подрядчиком была выбрана Польско- Бельгийская строительная фирма из Кракова. Здание было выстроено при самом активном содействии ксендза Георгия Мотузза, который более 20 лет возглавлял кафедру католического храма в Курске. Здесь же он и похоронен в 1917 году.
Костёл построен у высокого обрыва и превосходно обозревается с западной стороны города. В народе его часто так и называют, - «польским».
С обрыва, прямо от костёла открывается вид на самое, что ни на есть мирское, - рыночную площадь.
Хотя костел стоит в плотной каменной застройке городского центра, а сейчас рядом с ним огромное здание областного суда, он хорошо виден издали из разных мест острыми зубцами готической архитектуры.
Ходят слухи, что около костёла хотят проложить туристический маршрут, но на мой взгляд, до этого пока далеко: слишком много рядом закоулков, требующих элементарного обустройства. Вот, например, лестница с местами поломанными ступеньками, спускающаяся вниз с обрыва от костёла к улицам с интересными названиями: Гостиничная, Котова гора, ...Наверное, у этих названий своя интересная история. Немного здесь погуляла по кривым переулкам.
На Котовой горе встретила хозяина горы - кота.
Многим курянам костёл известен тем, что в 1902 году здесь венчался художник -авангардист польского происхождения Казимир Северинович Малевич со своей избранницей Казимирой Зглейц. Здесь же он крестил своих пятерых детей.
Основатель супрематизма и будущий автор «чёрного квадрата», - картины ставшей иконой авангардистов, некоторое время жил в Курске, отсюда такой ажиотаж вокруг его имени в городе. Причём до такой степени, что чуть было его именем не назвали один из концертно-развлекательных центров. Но народ был против. Однако, чиновникам втихаря удалось всё-таки присвоить художественно-выставочному залу имя Малевича.
Многие были возмущены этими действиями властей. Но что чиновникам до чьих-либо возмущений: денежки их Фсё! Вообще, курские деятели от «культуры» любят «за уши притянуть» какую-либо известную личность к городу и объявить курянином. Например, так случилось с писателем Даниилом Граниным (Германом), всю жизнь прожившим в Ленинграде и являющимся почётным гражданином Санкт-Петербурга.
Что касается Малевича, в Курске он прожил в общей сложности около 10 лет с 1896 по 1907 год. Сюда его родители вместе с девятью детьми переехали из Киева, когда Казимиру было уже 18 лет.
Семья жила в разных арендованных домах, в том числе по улице Почтовой, причём до сих пор достоверно не известно в каком именно доме: то ли 13, то ли 17. Всё дело в том, что нумерация домов в те времена была иная. Пока шли дебаты дома ветшали. И только после обрушения боковых стен дома №17, что случилось совсем недавно, было принято решение, оставив нетронутым фасад, восстанавливать здание по эскизам тех лет. Установлено, что владельцем этого дома был мещанин А.Ф. Безходарный. Краеведы склонны считать, что именно в этом доме жила семья Малевича.
Дом по ул. Почтовая,17. В настоящее время считается, что в этом доме жила семья Малевичей. Осуществляется реставрация здания.
Обзаведясь женой и детьми, Казимиру надо было зарабатывать на жизнь. Художественные кружки, которые он организовывал, не приносили прибыль, поэтому приходилось служить чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги. Такая работа его сильно тяготила, он мечтал переехать из провинциального города в Москву. Дважды Казимир безрезультатно пытался поступить в училище живописи в Москве. Но, - увы. При этом он подолгу, в ущерб семье, пока не заканчивались деньги, задерживался в Москве. Только в 1907 году, благодаря поддержке матери, семья Малевичей, в которой уже образовалась трещина, переезжает из Курска в Москву окончательно. Но вскоре художник разводится с женой и позже женится на детской писательнице Софье Рафалович. Поступить в училище ему так и не удалось...
В Курске же, среди художников, очень популярно течение русского авангарда. Так что у Малевича много последователей. Инициатором создания музея Казимира Малевича является курский художник и владелец галереи «АЯ» Олег Радин. В его галерее, а иногда и в арендованных им помещениях, постоянно проводятся тематические выставки и мастер-классы в духе супрематизма. В одном таком мероприятии пару лет назад и я умудрилась поучаствовать. Тогда, на одном из стендов выставки дом Малевича на Почтовой улице значился под номером 13 в современном исчислении. Ошибочка вышла? А может и нет. Время покажет.
Дои по Почтовой 13. На картинке выше предполагается, что в нём жила семья Малевичей.
Здание, где предполагается музей отца супрематизма, обещают реставрировать к 2027 году. А пока ну углу улиц Почтовой и Димитрова, по дороге к костёлу, курские художники в любимом жанре расписали трансформаторную будку.
И возвращаясь к костёлу.
После закрытия церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1938 году здесь был антирелигиозный музей. Затем дом музыки и дом культуры. Храм вернули верующим в 1995 году, сегодня здесь проводятся службы и концерты органной музыки. Возле здания небольшой дворик со скульптурой девы Марии. Внутри стенды с информацией об истории костёла и другая наглядная информация.
Примечательно, что территория улицы возле костёла единственное место в городе, где нет собачьего туалета. Во всяком случае, в других местах, я не видела подобных табличек.