Двоякий ответ дам. С одной стороны минимальный расчет набросками, прикидками, контролем (хотя бы на 2-3 хода) существует наверное всегда. Но это не то что бы "счетная работа", а это как дышать, тоже работа мускулатуры, только естественная.
У детей есть такой переход в хороший уровень, когда они не сделают ход без минимального контроля мини-счетом. Я такой переход называю- "перестать быть игроком одного хода".
С другой- совершенно точно ставите проблему, как не пройти мимо места, где нужно посчитать все основательно. как за себя так и за соперника.
У меня даже лекции 4 или пять есть на тему, определение признаков по запуску очень тщательной, а иногда и объемной работы.
Есть специфические признаки, когда игрок видит- "тут что-то есть" и начинает работу, вбрасывает гипотезы, ищет подкрепление или опровержение своих предчувствий.
Их много- долго писать.
Но самые явные когда этот механизм включается на рефлексе: - размен - возможность шаха, с последствиями - бросающаяся в глаза активность (или взаимодействие хорошее) одной или более фигур - бросающаяся в глаза дисгармония или неудачная фигура у тебя или у соперника - возможность рывковых движений пешек (прорыв, взлом, игра на проходную, на освобождение поля и прочее) - наличие прозрачного и явного тактического элемента в позиции (связка, рентген, перегрузка, незащищенная фигура, при раскрытом короле и прочее)
Часов за 20 можно хорошо научиться чувствовать "здесь что-то есть" Если этим не заниматься и рассчитывать только в положениях, когда тренер дает задание по расчету- частенько будут проходить мимо.
С одной стороны минимальный расчет набросками, прикидками, контролем (хотя бы на 2-3 хода) существует наверное всегда.
Но это не то что бы "счетная работа", а это как дышать, тоже работа мускулатуры, только естественная.
У детей есть такой переход в хороший уровень, когда они не сделают ход без минимального контроля мини-счетом. Я такой переход называю- "перестать быть игроком одного хода".
С другой- совершенно точно ставите проблему, как не пройти мимо места, где нужно посчитать все основательно. как за себя так и за соперника.
У меня даже лекции 4 или пять есть на тему, определение признаков по запуску очень тщательной, а иногда и объемной работы.
Есть специфические признаки, когда игрок видит- "тут что-то есть" и начинает работу, вбрасывает гипотезы, ищет подкрепление или опровержение своих предчувствий.
Их много- долго писать.
Но самые явные когда этот механизм включается на рефлексе:
- размен
- возможность шаха, с последствиями
- бросающаяся в глаза активность (или взаимодействие хорошее) одной или более фигур
- бросающаяся в глаза дисгармония или неудачная фигура у тебя или у соперника
- возможность рывковых движений пешек (прорыв, взлом, игра на проходную, на освобождение поля и прочее)
- наличие прозрачного и явного тактического элемента в позиции (связка, рентген, перегрузка, незащищенная фигура, при раскрытом короле и прочее)
Часов за 20 можно хорошо научиться чувствовать "здесь что-то есть"
Если этим не заниматься и рассчитывать только в положениях, когда тренер дает задание по расчету- частенько будут проходить мимо.
Reply
Leave a comment