Добрый день.
Эта запись своеобразный отчетный очерк тренера. В том числе, и о качестве игры детей верхней части итоговой таблицы первенства России 2017.
Наглядный показ того, что Богов в этом возрасте пока нет. Даже у лучших детей есть свои игровые огрехи и места, в которых можно расти, над чем работать. И что настигнуть и перегнать лучших этого года среди 6-7-8 леток реально.
"После 6 тура дома. Разбираем только что сыгранную партию. Пока 6 из 6, завтра играть с Ветохиным".
Какое-то время радовало, что Егор взял и целенаправленной работой дома (плюс в партиях) - поставил заслон зевкам в 1-2 хода. Это серьезный рубикон в игре для любого. Чем раньше к нему приходишь, тем быстрее можно приступить к какой-то серьезной, действенной работе в шахматах.
Отлично помню как всем своим показывал: «Ребята. Те из вас кто на 8-ом уровне сыграет без зевка пешки против компьютера три партии подряд не менее 25 ходов - вы выиграете любой турнир в челябинской области среди ровесников со 100% результатом».
Потом стало очевидно, что Егору и некоторым другим детям этого условия все таки решительно мало. На одном «а я больше никогда не зеваю» - очень уж далеко не уедешь.
Неизбежно встали вопросы и по академическим шахматным знаниям, и по отдельным игровым элементам (например размены, например счет и качественная оценка после 3-5 ходов в 2-3 х ветках, например реализация преимущества, например нейтрализация инициативы соперника и многое другое)……….. И чем дальше в лес, тем все больше и больше вопросов самых разных возникает. Работы непочатый край.
Каждый турнир показывает у кого-то на старые болячки, у кого-то на совершенно новые, более продвинутые проблемы.
И сейчас, и раньше (и в будущем тоже будут) существовали разговоры, что дескать не надо ребенка младшего возраста мучить сидячей работой. Не нужны эти «попа -часы» дома. Что уже сразу видно Грищук ты 2025 года или нет ??? И вроде как Грищук Саша, он без всяких попа-часов станет Грищуком, просто позже, не в 9-10 лет, а в 15-17. А сейчас, мол не надо детей мучить шахматами.
Не знаю, как вы. А я вот не могу поверить, что лишь игрой, без домашней работы, без работы в зоне не комфорта - можно стать Грищуком. Хоть и при наличии ярко-выраженных способностей.
Верю в другое, что нужно смотреть на ПСИХИКУ любого ребенка, не только на его способности или отсутствие. Смотреть на сколько он может себе позволить брать нагрузку домашним трудом. Сколько времени длится занятие, как его построить, что бы дойти лишь до чувства легкого дискомфорта и легкого утомления?
Вот в этом компоненте, не у всех ещё их «арбузик» дозревает. Не все готовы работать и получать эффект в свои 6-7-8 лет. А вот те кто может, и имеет личное желание в шахматах- те конечно идут вперед и с опережением сверстников.
Много ли таких детей вокруг? Я лично не вижу таких. Почти.
Сам уже без предпросмотра (как раньше все таки делал) , вслепую отказываю в тренировках 5 летним. А пример некоторых участников 2010 - 2011 годов показывает, что возможно и зря… Что кто-то все таки готов уже и в 5. Я вот за 5 лет таких хороших 5-летних не встречал ни одного. Не хочу их мучить, и вяло работать с ними тоже не хочу.
Отличный пример, когда стартуют очень рано и достигают высоких результатов - Савва Ветохин.
Родителям хочу сказать - Савва- это совершенно точно не про всех. Не давите на своих детей, если они в 5- лет ещё не способны выехать в Кострому и занять место в середине турнирной таблицы.
7 тур Ветохин Савва - Егор
1.d4 d5 2.Кc3 Сf5 3.Сf4 e6 4.e3 Кf6 5.Сd3 Сg6 6.h3 Сe7 7.Кf3 O-O 8.O-O
Белые подчеркнуто сухо, «без претензий» разыгрывают дебют и надеются без риска переиграть соперника в средней или конечной частях партии.
Сколько видел партий этого шахматиста, он неизменно верен этой схеме белыми. Возможно, при игре с более слабыми - такая игра и оправданна. Но в целом белый цвет жалко.
8… c6 Достаточно пассивно, хотя и крепенько. Уже не в первый раз вижу, что «ведьмы мерещатся» там, где их быть не может. Например, на резонный вопрос. А почему бы не сыграть размашисто 8… с5 , затем 9… Кс6? Взять да замахнуться на свою игру по ферзевому флангу…. Увеличить свое присутствие в центре? Егор сообщил, что не нравилось Kb5, и хотел сыграть на ограничение коня с3 и пешки с2 целенаправленно.
9. Кe5 c5?! (теперь конь с е5 закрыл диагональ h2-b8 поэтому стала удобной видимо и игра с с5 ?!
10.Сh2?!
Нельзя сказать, что в ходе нет логики. Но эффективность плана f2-f4 -f5 - нулевая именно из-за разменов, произошедших в партии. Больше смыслов виделось в 10.Кxg6 - получая небольшой, но устойчивый перевес благодаря двум слонам.
10… Сxd3 11.Фxd3 cxd4 12.exd4 Кc6
Следующий ход- вызвал большое недоумение. На простое стояние не похоже. Может быть это заблаговременная профилактика против Фb6 ? Или все же плановая заготовка игры на висячий центр посредством c2-c4?
У хода b2-b3 очевиднейшие минусы в виде слабостей по полуоткрытой для черных вертикали “c” Ослабляются и пункт а3, и местами пункт b4.
13.b3? Лc8 14.Кxc6 Лxc6 15.Кe2
У черных уже лучше. Появилась понятная игра на ферзевом фланге. Очень простая и приятная. Взамен белые ничего не взяли с черных. Вообще ничего.
Сейчас Егор препятствует образованию висячих пешек после с2-с4, посредством ответа 15… Фс8.
И уже не впервые удивляю его тем, что некоторым вещам не только не нужно противиться, а можно бы способствовать, стимулировать "безразличием" :-)
Очень привлекательно выглядел маневр из системы Тартаковера-Макогонова-Бондаревского с переменой цвета 15… Фa5! Одним ходом решалось две задачи: 1) соединение ладей в вертикальной батарее по "с" без потери времени; 2) перевод ферзя на достаточно неприятную белым клетку а6.
В этом случаи 16.с4? вело к немедленной утрате белыми пешки на с4
15... Фc8 16.c3 Фd7?!
С этим местом (как и с с7-с6-с5) - будем работать целенаправленно. Просто из противности можно и нужно бы подыскать альтернативу, и о чудо, она обычно действительно бывает в наличии.
Был полезный ход 16… b6 вместо топтания на месте. Это не только подготовка стоянки ферзю на b7 и не только ограничение потенциального движения c3-c4-c5. Но и линия для ответа Фа6!, на случай с3-с4. Диагональное противостояние связкой - было бы белым неприятным.
17.c4 dxc4 18.bxc4 Лfc8 19.Лac1 Сd6 20.Сxd6 Фxd6 21.Лc3
Возможно положение и равное. Но как часто бывает: кому-то из двоих равенство поддерживать сложней, или перед кем-то стоит бОльшая задача следить за равным балансом сил, за наличием напряжений на доске. Считаю, что белыми эту позицию играть гораздо сложней.
У черных был например в распоряжении достаточно прагматичный и сильный план на фиксацию пешек белых в центре:
21… Фc7 22. Лfc1 b6
И далеко не все решения белых в этом положении будут поддерживать равновесие:
1) Много сомнений по судьбе белой пешки, при прорыве 23.d5 ?!
2) Опасно «улучшать» коня е2. На отход конем неприятно со стороны черных Kd5
3) Сравнительно по делу и и без риска было 23.а4 h6 c динамичным равновесием
Егор применяет тоже один из типичных приемов борьбы с висячими. Но по мне: рановато он определил соперника. Лучше было проверить его самочувствие длительным давлением. Посмотреть реакцию… может быть, что-то выросло бы из позиции, и не без помощи самого Саввы. Никуда не делась бы от черных эта игра. И момент мог бы быть подобран для е6-е5 более выгодный.
21...e5 22.d5 Л6c7 23.Лfc1 Кd7 24.Кg3 Кc5 25.Фc2
Сейчас нужна была хладнокровная четкость. Ограничение коня белых было необходимым.
Играя 25… g6 26.Кe4 Кxe4 27.Фxe4 Лc5 28.Фe3 b6 29.Фd3 Kрg7
Черные в виду возможности подрыва b6-b5 имели потенциал, как минимум не хуже.
25...Фg6?! 26.Кf5 e4
У белых имеется тактика на основе неудачного положения черного ферзя.
27.d6 Фxf5 28.dxc7 Лxc7 29.Лe1
Компенсации за качество полной получить не удастся черным. Но предстояла серьезная борьба.
К этому моменту партии уже было в районе 5 минут на часах у Егора и он совершает грубый зевок в один ход. Ответственность и показатели часов давят - пропускает тактику, которой давно уже не пропускал. Ну … это гол и в мои ворота тоже. Будем работать, по таким кризисным моментам. Находить какие-то алгоритмы для выхода на стабильные, удобные под цейтнот положения.
29… Kd3?? 30. Фxd3 и белые довели материальный перевес до победы.
Возможно не самая удачная партия, не только для Егора, но и для Саввы.
10 тур. Егор - Агкацев Альберт .
ход черных.
Несмотря на лучшую пешечную структуру у белых - шансы черных в окончании несколько выше. Кроме пешек нужно сравнивать ещё и фигуры. И вот по ним у черных перевес. Прежде всего из-за короля и коня. Сказывается качественный контроль черных по черным полям.
Однако ситуацию по фигурам Егору можно пробовать ломать, т.е. продолжать играть эндшпиль с определенным оптимизмом ….
26… g6 ?! Не самое логичное за черных. Гораздо больше проблем мог поставить Альберт, активируя свои пешки ферзевого фланга. После 26… с4 , белым невыгодно меняться, да и «задвижка» приводила к ещё большей ограниченности белых фигур. Например: 27.b4 a6 28.Кb2 b5
27.Кb2 f5 ?! Продолжая играть пешками не на том фланге. Напрашивалась игра на ферзевом - там где черные сильней. Например: 27...a5 28.c4 Сd7 29.Кd3+ Кxd3 30.Kрxd3 b5 31.a3 с приблизительно равной игрой
В этой позиции, гораздо надежней было бы стопорить движение сдвоенных ходом 28.с4 с поддержанием равенства. Однако Егор изыскивает шансы играть на выигрыш и предлагает противнику пойти на «выгодное продолжение». Разумеется заранее учитывая - промежуточный ход и оценив изменение пешечной структуры в свою пользу.
Черные играют активно на «выигрыш пешки» g2. Однако сталкиваются с сюрпризом! И дальше реагируют совсем уж плохо.
28.Кd1!? (с виду топтание на месте, знак конечно правильней ставить ?!, но как тренер я рад, что Егор борется и создает провокационные ситуации для ошибки противнику, поэтому моя оценка хода - !?)
28… g4?
(Правильно предварительное - 28...c4! и лишь затем 29.b4 g4 30.hxg4 fxg4 31.g3 Кh5 32.Сe2 b5 с очень выгодной позицией для черных. У белых здесь дефицит пространства)
29.hxg4 fxg4 30.g3
В этом ходе все дело. Сейчас у черных сдвоенные на королевском и оттесненный конь с f4.
30… Кh5 31.Сg2 a5 32.Кb2 b5??
Вот последствия невыгодных изменений в структуре глазами черных. Дети есть дети... Альберт задергался и допускает очень грубый промах. Другая версия- второй тур за день…. Может просто устал и хотел, что бы все уже быстрей закончилось?
При правильном 32...Kd6 33.c4 g5 у белых получше, но пока не выиграно.
33.Кd3+ с легким выигрышем.
______________
Отдельным пунктом всем желающим играть в Костроме в последующие годы напишу про ЖЕСТКОСТЬ соревновательной схемы, которая здесь из года в год.
- Две партии в день многовато для детей настроенных не просто убить время об шахматы, а именно поработать в каждой из них, выложиться на 100 %. ВТОРАЯ партия особенно в прошлом году давалась Егору, да и другим детям сложнее. Я прямо объяснял Егору, что соревнуетесь ещё и с тем, кто меньше устанет к середине второй партии. Соперники Егора делали досадные промахи, не соответствующие их уровню игры именно во вторых партиях игрового дня. Особенно касается детей 2010 года. Разница в 1 год очень существенна. Нужно настраиваться на поработать, и не все дети в принципе к этому готовы. Кому-то тяжело прямо на уровне физиологии.
- Начало второго тура СЛИШКОМ, экстремально рано начинается. Говорю не про тех детей, кто вылетает из залов через 15 минут, а тех кто доходит в каждой партии до взаимных цейтнотов. Пару раз едва успевал пообедать ребенок и уже надо садиться играть вторую. Очень хочется думать про хорошие мотивы у организаторов (например про заботу о дальневосточном регионе РФ, для которых 17-00 ближе уже к полночи), а не про то что бы быстрее закончилась эта бодяга и судьи пошли по домам, а туристы по экскурсиям….
- Про время на партию каждому уже писал. Мне кажется логичным не учитывать, то что 90 минут некоторым детям это сверх много. А ровняться на тех, кто уже вовсю играет со взрослыми и кто в целом знает как использовать все свои минуты до копейки. Но что есть, то есть. Надо быть готовым к жесткому контролю 60 минут, где добавляется совсем чуть-чуть.