Самым красивым и интересным из городов Португалии является, на мой взгляд, ее "северная столица" - Порту. Раскинувшийся на крутых берегах реки Дуоро, с прекрасно сохранившимся историческим центром, он, несомненно, заслуживает большого и обстоятельного рассказа. Сегодня же я предлагаю взглянуть на него с воды, пройдя на катере под мостами, которые также являются одной из основных достопримечательностей этого города.
Садимся на катер в центре города и идем сначала вверх по реке: (далее 25 фото, все кликабельны; октябрь 2013г) Самым известным из мостов Порту является мост Луиша I (Ponte Luis I), построенный в 1881-86 гг Теофилом Сейрингом, учеником и компаньоном Густава Эйфеля:
Общая длина - 385 м, в т.ч. арочный пролет - 172 м (на момент постройки это был самый длинный арочный пролет в мире), высота - 45 м.
Мост Луиша I двухуровневый: верхний - пути трамвая и метро, нижний - автомобильный. Также есть пешеходные дорожки на обоих уровнях.
Мост безупречно вписан в свое окружение и выглядит необычайно гармоничным. На мой взгляд, это один из самых красивых мостов не только в Португалии, но и в мире:
Вообще говоря, на левом берегу Дуоро (т.е. справа от нас) уже не сам город Порту, а его спутник Вила Нова ди Гайя (Vila Nova de Gaia). Наверху виден монастырь Sierra do Pilar, а ниже - корпуса винодельни Calem.
Следующий мост - Ponte do Infante (полное название Ponte Infante D.Henrique, т.е. "мост принца Генриха" - имеется в виду знаменитый Генрих Мореплаватель):
Закончен постройкой в 2003г. Длина 370м (в т.ч. 280м арка - наибольшая среди мостов Порту), высота - 75м.
Понте ду Инфанте выглядит очень лаконичным, но он тоже был рекордсменом своего времени: при длине арочного пролета 280м ее стрелка (т.е. высота дуги) всего 25 м. Проще говоря, это был самый "плоский" среди железобетонных арочных мостов.
Следующая пара мостов - железнодорожные. Ближний к нам - мост Марии Пии (Ponte de D. Maria Pia). Сооруженный по проекту Густава Эйфеля в 1876-77гг, мост был инженерным чудом своего времени:
Основной пролет был самым длинным в мире (160 м) в течении 7 лет.
Общая длина моста 353 м, высота - 60 м. С 1991г он закрыт для движения, но сохраняется в качестве памятника культурного наследия.
Для замены моста Марии Пии рядом с ним в 1991г по проекту Эдгара Кардозу был сооружен новый железнодорожный мост - Понте де Сан-Жуан (Ponte de Sao Joao).
Общая длина 1140 м, основной пролет - 250 м.
Сопоставление этих двух сооружений дает наглядное представление о том, как изменились тенденции мостостроения за 120 лет.
Последний из мостов в черте города Порту - автомобильный Понти-ду-Фрейшу (Ponte do Freixo)
Этот автомобильный мост, построенный в 1995г, ничего особо шедеврального из себя не представляет, поэтому мы к нему не пошли, а развернулись и двинулись назад - к океану.
На обрывистых берегах порой встречаются живописные (и не очень) развалины...
...а также нарядные домики исторического центра Порту:
Обратите внимание, что дома относительно высокие, но узкие. Старинные строительные правила специально ограничивали ширину домов для того, чтобы как можно больше жителей имели возможность построить дом на набережной.
На горе - дворец епископа. Чуть ниже - лифт Lada Ribeira:
Идем дальше. Справа - площадь Рибейра:
Церковь Св.Франциска (Igreja Monumento de Sao Francisco), сооружена в 1383-1410гг.
Довольно сдержанная снаружи, внутри она отличается невероятно роскошным барочным убранством. Будете в Порту - зайдите обязательно ! [Внутренность церкви]
Церковь Тела Христова в Массарелуше (Igreja do Corpo Santo de Massarelos)
На стене церкви видно большое панно-азулежу на тему Великих географических открытий, на котором на первом плане изображен принц Генрих Мореплаватель.
Впереди - Ponte da Arrabida, самый близкий к морю мост в Порту. Архитектор - Эдгар Кардозу.
Открыт в 1963г. В то время это был самый длинный бетонный арочный пролет в мире - 270м.
Общая длина моста - 493м, высота над водой - 70м.
Разворачиваемся и возвращаемся к пристани у площади Рибейра.