Вот и посетил я наконец военно-технический музей в Верхней Пышме. Это грандиозно ! Почти полных два дня ходил по нему. Вывод такой - это место обязательно к посещению для всех любителей техники, как военной, так и гражданской. Экспозиция огромна: бронетехника, артиллерия, авиация, как времен ВОВ, так и современная, наша, ленд-лизовская и стран Оси (этих немного), жд-техника, военно-морская тема (правда, в основном макетами), огромная экспозиция автомобильной техники, от первых "самобеглых колясок" до недавнего времени.
Часто в упрек этому музею ставят то, что многие экспонаты (в основном советская бронетехника) - на самом деле макеты. Да, есть такое. Особенно плохо, что в описаниях не пишут, что есть макет, а что - оригинал, приходится самому догадываться. Но, во-первых, макеты все равно дают представление о масштабах и внешнем виде танков и бронемашин, а во-вторых, там и без макетов множество подлинной техники.
Сначала я хотел сделать как бы общий обзор коллекций музея. Но потом понял, что в рамках одного поста эта задача неохватная. Поэтому сегодня - просто "впечатления", некоторые экспонаты, привлёкшие внимание.
Снято летом 2023г.
Линейка танков КВ
Да, по большей части это макеты и полумакеты, но всё равно картина впечатляет! Оказывается КВ-2 мог стрелять поверх башен своих младших братьев :)
Большая коллекция танков Т-34(-76).
Начиная с танка с пушкой Л-11:
А помимо него: Т-34-57, Т-34 экранированный, огнемётный, со сварной, штапованной и литой башнями:
Редкий Т-34-85 с пушкой Д-5Т:
Любопытно: 18-тонный легкий M24 Chaffee выше и больше, чем 25-тонный средний Matilda II
САУ СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4.
Макет, но впечатляет:
155-мм американская пушка M-2 Long Tom - НЯЗ, единственная такая в музеях нашей страны.
Тягач - быстроходный трактор М5, тоже довольно редкая у нас вещь.
Отдельный павильон назван "Парадный расчёт". Тут выставлена техника, принимающая участие в парадах на 9 мая. Соответственно, вся она на ходу. Часть - макеты, как Т-28 и Т-35, часть - оригиналы.
Представлена как советская довоенная техника,...
...так и времён ВОВ:
Из редкого - артиллерийский тягач Allis-Chalmers HD-10W:
152-мм железнодорожная установка ТМ-1-152 (Б-64):
Рядом ещё есть подобная со 130-мм Б-13.
Паровозы все настоящие, тут без обмана:
А вот подлодка М-32 - макет, как и бронекатера в "морском разделе":
Советская послевоенная авиация стоит на открытой площадке. Сразу выделяется своим размахом крыльев стратегический бомбардировщик М-4:
В центре - Ту-16ЛЛ ("летающая лаборатория" для испытаний двигателей):
Су-24, МиГ-31, Су-22М4:
Ми-9 (он же Ми-8ИВ - воздушный командный пункт).
Никогда раньше не слышал о таком.
Макет Пе-2ФТ перед корпусом "Крылья победы", посвященному авиации Второй мировой войны.
Внутри этот корпус разделен на 2 яруса.
На нижнем - в основном бомбардировщики и вообще большие самолёты. В центре - Douglas A-20H Havoc ("Бостон", как его называли у нас):
Catalina PBY-5A
Этажом выше - истребители, не только наши, но также ленд-лизовские и немецкие. О степени подлинности самолётов не берусь судить. Все они, вероятно, в той или иной степени реплики.
Минус авиационной экспозиции - темнота в залах и "точечное" освещение.
Есть возможность заглянуть в кабины большинства машин.
МиГ-3:
Отдельный трехэтажный корпус посвящен военной технике: легкая бронетехника, автомобили, мотоциклы, стрелковое оружие и т.д.
БМ-13 и БМ-8 на шасси ленд-лизовских грузовиков:
Помимо военной, в музее есть огромная коллекция гражданской автотехники.
У входа выделяется БелАЗ-75600 (г/п 320 т) - один из самых больших карьерных самосвалов в линейке БелАЗа и вообще в мире.
Другая тяжелая техника:
"Большая" гражданская техника (грузовики, автобусы, спецмашины) стоит в застеклённых павильонах ("теплицах"). Хорошее решение - техника защищена от осадков, в то же время такие укрытия заметно дешевле капитальных зданий.
ПЭУ-1 (ЗИЛ-375Я ) - поисково-эвакуационная установка:
"Порше" - это прежде всего трактора, а потом уже всякие там спорткары :)
Porsche Diesel Junior 108:
Легковым автомобилям и мотоциклам отведено 4-этажное здание.
На первом этаже - зарубежные ретроавтомобили, на втором и третьем - советский автопром, на 4-м - мотоциклы и гоночные машины.
Реплика Benz Patent-Motorwagen:
Pierce-Arrow Model B Tonneau Cowl Phaeton (водитель и пассажиры сидели в отдельных "отсеках", как летчик и стрелок в По-2 и других подобных самолётах)
Правительственные автомобили времен Сталина:
Кортеж эпохи Хрущева/ раннего Брежнева:
Кортеж Горбачёва:
ЗИЛ-111В
Мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок "Вихур-500"
Вот чего говорят, что эстонцы медленные ? ;) В Эстонской ССР серийно выпускались гоночные машины "Эстония" различных классов (формул) и моделей.
В музее собрана большая их коллекция:
Marussia B2 (2010г):
Ну в общем всё равно что-то типа обзора получилось :) Но это было "галопом по Европам", множество интересных вещей осталось за кадром и не было упомянуто.
В дальнейшем, возможно, буду делать небольшие обзоры по отдельным экспонатам или группам их.
-
Музейный комплекс УГМК
Вход на площадку бесплатный, в музейные корпуса - по билетам.
Сайт музея Обзор в Вики Точка на Яндекс-картах Как добраться: трамвай 333 от метро "Проспект Космонавтов" (выход 2) до ост. "Храм Успения" или до конечной.