Вспоминая детство… Артек… - 2

Jul 30, 2013 22:36

22 июля.Встали, как всегда, рано. Сходили на зарядку, завтрак. После завтрака ходили купаться, а потом были свободны. Валентина Васильевна рассказывала нам об Артеке.
Артек - это всесоюзный пионерский лагерь им. В.И.Ленина. Он состоит из пяти лагерей и восьми дружин. В каждой дружине несколько отрядов. У Медведь-горы расположены корпуса «Горного» лагеря. В «Горном» три дружины: «Хрустальная», «Алмазная» и «Янтарная». Корпуса «Горного» большие - один корпус на всю дружину. За «Горным» в сторону Адалар расположен «Морской» лагерь. В нём только одна дружина. Её так и называют - «Морская». Корпуса в «Морском» маленькие, отрядные корпуса. За «Морским» лагерем - наш «Прибрежный». В «Прибрежном» четыре дружины: «Лесная», «Полевая», «Речная» и «Озёрная». Корпуса в «Прибрежном» средние: по три отряда в корпусе. За «Прибрежным» расположен «Лазурный». В нём одна дружина. За «Лазурным» расположен «Кипарисный», в котором тоже одна дружина. Они так и названы: «Лазурная» и «Кипарисная» дружины. Эти два лагеря расположены за Адаларами.

После полдника мы немного повторили песни и танцы, которые уже выучили. Ведь сегодня после ужина массовка.
Вот и прошёл ужин. Все сразу, не заходя в корпус, спешат на «Костровую».
Там уже полно ребят. Играет оркестр. Понемногу всё приходит в движение. И вот уже нет ни одного человека, который бы стоял. Все, буквально все танцуют. Если кто-то что-то не знает, смотрит на того, кто знает. Таким образом, мы выучили ещё дополнительно к тому, что знали: «Хали-гали артековское», «Румынский шейк», «Хава-нагила», «Сиртаки», «Коломейка», «Утушка». И, конечно, танцевали те, которые уже знали.
Было очень весело, так быстро пролетели эти два часа, отведённые на массовку. В конце спели несколько песен, которые уже все выучили. И на прощанье вожатые спели нам песню «Спать, спать, спать, родной Артек». Завтра надо списать слова. Вот так и закончился день.

Хали-гали артековское немного похож на мой взгляд, насколько помню

А это Коломейка

Как-то так танцевали Утушку

А это Сиртаки
23 июля.Сегодня на утренней отрядной линейке нам сообщили, что приедет делегация из ГДР. И сразу, после завтрака, мы стали готовиться к этой встрече.
До завтрака было всё, как обычно. Мы встали, сходили на зарядку, а затем заправили постели и умылись. А вот после завтрака сразу все пошли на солярий. Там мы назначили план встречи.
Эта делегация будет у нас всего в течение полутора часов. И за это время мы решили показать Артек, рассказать всё, что мы знаем сами, а затем привести их на солярий и устроить маленький концерт.
Но для этого мы решили, что не будем водить всем отрядом всю их группу, а разобьёмся на маленькие группки, и каждая группка будет знакомить одного иностранца с Артеком. На этом и порешили.
Теперь стали готовиться к концерту. Повторили все песни и танцы. Так время быстро прошло, и наступил обед.
С абсолюта мы поднялись на полчаса раньше, оделись и пошли их встречать.
Автобус пришёл минут через пятнадцать. Мы, как договорились, окружили каждого иностранца вниманием, и пошли знакомить их с Артеком.
Я пошла с Ниной Шверовой. Мы с ней подхватили старушку-немку и повели её знакомить с Артеком. К нашему разочарованию, она ни слова не знала на русском. Правда, Нина немного знает немецкий, и мы с ней хоть немного поговорили. Она всё восхищалась красотой.
Так как почти все немцы не знали русского, то все очень скоро собрались на солярии. Там мы спели им и станцевали, но всё показать не успели, потому что они очень спешили. Вскоре мы пошли их провожать.
У автобусов мы долго прощались. Они через переводчицу сказали, что им очень понравился Артек и их хозяева.
Когда мы возвращались, мы увидели, что возле столовой сидит группа людей. Оказалось, что это туристы из Венгрии. Они пришли посмотреть на Артек, но об их приходе никто не знал и поэтому встречу им не подготовили.
Мы немного поводили их по Артеку, показали красивейшие места, рассказали легенду о Медведь-горе.
Вот, где можно было развернуться! Они отлично говорили по-русски. Даже без акцента. Правда не все, но те, кто не знал, присоединялись к тем, кто знал, и они им переводили. Таким образом, мы их и проводили. Они были очень довольны, что их встретили.
Мы вернулись в лагерь, когда уже все пополдничали, кто встречал другие делегации, мы были самыми последними. А после ужина, который был почти сразу же после полдника (ведь полдник нам задержали), был костёр, посвящённый пятидесятилетию Ленинского Комсомола.
На костре было очень интересно. Там читали рассказы, стихи, рассказывали очень интересные истории. После каждого рассказа или стихотворения мы пели военные песни. Очень здорово было.
Горит костёр, а вокруг такие серьёзные, задумчивые лица ребят. Все какие-то притихшие возвращались с этого костра, под впечатлением всех рассказанных историй и стихов. Даже неудобно было нарушать эту тишину. Только изредка слышались голоса. В корпусе нас предупредили, чтобы все сразу ложились спать, так как завтра едем в Севастополь.

24 июля.Разбудили нас в пять часов. Мы быстренько собрались, позавтракали и пошли на автобусы.
До Севастополя ехать больше трёх часов, кто-то даже сказал, что 5 часов. В автобусе мы пели, любовались на окружающую природу. Дорога длилась долго. Но вот мы и приехали.
Пешком пошли к памятнику на Сапун-горе. Там у нас была торжественная линейка, на которой мы почтили памятью павших героев войны. Там мы видели вечный огонь.
Оттуда мы пошли обратно в автобус и поехали на Малахов курган. Там мы осмотрели снаружи крепость, на которой горит вечный огонь. Затем мы осмотрели диораму.
Диорама - это картина, охватывающая только какой-то кусок поля битвы. На этой диораме была изображена знаменитая битва на Сапун-горе в Великую Отечественную войну. Впечатление от этой диорамы потрясающее: всё как живое. Вообще-то, и как оно создано, очень интересно. Ближние предметы - настоящие, например, дзот. А дальние - картина. Но какой переход! Даже не заметно.
Затем мы поехали на Малахов курган осматривать панораму. В отличие от диорамы, панорама охватывает всё поле сражения. Эта же панорама создана так, что смотришь на неё и, кажется, что стоишь не вершине Малахова кургана.
Но перед тем, как зайти в зал, мы осмотрели сам Малахов курган. Там есть даже настоящий дзот. Я в первый раз видела его, до этого же только имела смутное представление о дзотах.
Когда мы вошли в зал, мы были поражены. Панорама сделана крýгом. В основном, конечно, она сделана, как диорама, но всем она понравилась больше.
Удивило то, что она двухэтажная. На верхнем этаже на площадке нам рассказали о самом создании, о том, что изображено на панораме, а затем мы спустились на нижний этаж. Там сделаны такие окошки, что когда смотришь, то кажется, что это отдельные картины.
На панораме изображена битва во время Крымской войны. Как я уже говорила, она сделана, как диорама: ближние предметы, что возможно, настоящие, а дальние - картина. Но насчёт ближних. Даже человек там сделан как настоящий: он, видимо, из воска. Этот человек был убитый воин.
После панорамы мы осмотрели несколько севастопольских памятников. Осмотрели аллею, где деревья сажали знаменитые люди. Там же видели дерево, посаженное Ю.А.Гагариным.
После этого мы пошли в музей военно-морской славы. Там мы увидели много интересного. Формы солдат разных времён, флаг, которым был накрыт Нахимов, различные медали, макеты кораблей и различных суден.
Больше всех всем понравился макет легендарного крейсера «Аврора». Всё так здóрово выделано: каждое брёвнышко, каждая ниточка. Красота!
Затем мы пошли в ресторан «Волна», а после обеда пошли в аквариум.
Рядом с «Волной» прямо в море стоит севастопольский памятник затонувшим кораблям.
Когда мы вошли в аквариум, сразу на глаза попался бассейн с тюленями. Всего их было два. Они лежали и по временам лениво переворачивались. Очень интересное зрелище!
Вокруг этого бассейна расположены аквариумы с самыми различными рыбами. Есть и ещё одна комнатка, в которой два аквариума с огромными черепахами и большие шкафы с засушенными и заспиртованными морскими животными.
После осмотра аквариума мы посмотрели картину «Легендарный Севастополь» и поехали домой. По дороге устроили конкурс: кто кого перепоёт. Конечно, мы победили. Мы - это девчата, а соревновались мы с ребятами. Приехали мы к ужину.
А после ужина был кинофильм «Исповедь». Это фильм на религиозную тему. Очень интересный. Но конец трагический, поэтому возвращались грустными. Как легли, сразу уснули.

25 июля.Сегодня у нас душ. На зарядку мы не ходили, потому что мы шли в душ рано, и надо было подготовиться.
Накупались в душе чудесно. Вышли такие чистенькие, свеженькие. Это ощущалось всем телом, всей душой. Как будто и солнце стало ярче и небо шире стало. Мы все возвращались такие весёлые и довольные.
В основном больше ничего особенного не делали, но после ужина нас ожидало интересное дело: мы проводили подготовку к форуму.
Вообще-то форум обещал быть интересным. Мы готовили часть, предназначенную нашему лагерю. Я участвовала во флаговом шествии.
В общем, очень красиво должно будет выглядеть. Значит так: пионеры с самыми различными флагами всего мира шествуют по нашей огромной площади,  перестраиваясь, то вытягиваясь по всей площадке, то группируясь в центре. Затем, после того, как вытянувшись в два ряда, мы вставали по диагонали от экрана на площади к краям её, в центр выбегали несколько отрядов нашего же лагеря и вставали, принимая форму фестивальной ромашки. Это должно было быть очень красиво, но нужно было много репетировать, т.к. трудно было сразу выстроиться точно по диагонали или образовать ровный кружок в ромашке. Поэтому очень много репетировали.
В конце концов, все: и мы, и вожатые - настолько умаялись, что еле передвигали ноги. Наконец, репетицию закончили, и нас отпустили на приготовление к отбою. Но всё-таки, несмотря на то, что мы очень устали, спать не хотелось.
Мы долго лежали и разговаривали. Наконец, многие стали понемногу засыпать. Я и Оля Плешкунова, весёлая и очень остроумная девочка, не хотели спать. Мы легли вместе и ещё долгое время разговаривали в полной тишине. Мы лежали и делились с ней впечатлениями, самыми яркими, конечно, своей коротенькой жизни.
Ольга меня на год старше. Но вот уже и у нас стали слипаться глаза. Мы решили спать. Рывок, два шага от ольгиной кровати до моей - и вот я в объятьях своей холодной кровати. Это значит, что мне хочется спать, если даже в такую тёмную южную ночь мне может кровать казаться холодной. А теперь - спать.

26 июля.Я первый раз искупалась в море! Ура!
Сегодня у нас трудный, утомительный день. Дело в том, что скоро праздник.
Мы разучивали инсценировку песни «Дети Вьетнама, мы с вами!» А также два раза (после завтрака и после полдника) ходили купаться. Очень хорошо!

Купаемся по 5 минут 2 раза. А когда мы искупались после завтрака, мы ещё катались на лодке. Доехали до Гурзуфа и обратно. Как мне понравилось. Только печально, что я совсем не загорела. Всё настроение испорчено. Всё!
27 июля.Встречали делегацию из Швеции. Я была в паре с Бродской Милой, водили мужчину, он ничего не понимал по-русски, и мы пытались что-то сказать по-английски. Кажется, ему всё понравилось, он нас фотографировал.

Сегодня конкурс инсценированной песни, а завтра - финал. Вот мы целый день и репетировали. Утром с 7 до 9 маршировали, а потом после завтрака готовили инсценировку.
А перед ужином был конкурс. Всего 13 номеров. Очень хорошая инсценировка была у песен «Гренада» (1 место), «Смоленский мальчишка Иван» (2 место), «Зовут меня солдатом на войну» и «Как родная меня мать провожала». Спать легли поздно.
28 июля.Сегодня у нас открытие фестиваля. Писать некогда, рассчитываю на память.
29 июля.Сегодняшний день мне не очень нравится. Ну, что мы делали? Утром фотографировались. После полдника убирались. А после ужина было интересно: отрядная массовка. Вот и всё. Завтра - день девочек. Надо отоспаться. Интересно, что нам приготовят мальчики к завтрашнему дню. Всё-таки, как-никак, завтра - день девочек.

30 июля.Сегодня - день девочек. Наконец-то! На утренней линейке наши мальчики подарили нам розы и открыточки. А в этот день мы дежурили по лагерю. Но полы мы не мыли, не подметали, столы не убирали, только накрывали. Ели - кто сколько может.
После обеда наши мальчики показали нам свой сюрприз - маленький концерт. В этот концерт входили несколько сценок. Очень смешные и интересные. Мне очень понравилось.
Потом я пошла на конкурс «Мисс Артек», но я не прошла, а участвовать было интересно. Но из-за этого концерт, в котором принимали участие одни мальчики, я не видела.
Но на массовку я успела. Ох, как было весело!

31 июля.Сегодня конкурс народного танца. Мы, девочки 3-го отряда, танцевали танец «Ивушка». Спутались в конце и испортили себе этим настроение.

1 августа.Вот и пролетел июль. Сегодня начало августа и день мальчиков. Но он мне не понравился. Мальчиков мы поздравили открыточками и сувенирами. Потом был конкурс на «Рыцарь Артека». А вечером станцевали один танец, и пошли домой.

2 августа.Сегодня конкурс бального танца. Мы танцевали «Лимбо» и «Самбо»

Примерно так танцевали Самбо  А от нашего отряда выступала сольная пара. Но места мы никакого не заняли. Завтра - в поход.
3 августа.Сегодня мы пошли в поход на один день. Все очень устали, но было так весело, что усталость не замечали. Надеюсь надолго оставить в памяти весь поход.

4 августа.Сегодня закрытие лагеря «Горного». Утром мы ходили на пляж. А потом после ужина мы пошли на Костровую. Там мы подождали немного, пока придут из «Горного». Вместе с ними пришли А.Г. Николаев с дочкой. Сначала представители лагеря «Горного», а затем мы показывали концерт. В конце показали финал. Николаеву очень понравилось. Вот и всё
5 августа.Сегодня утром был душ. А затем конкурс игр. За определённое количество набранных очков выдавали на отряд шоколад. Ну, конечно, все получили. Было очень весело. Сегодня мы ходили на космическую выставку.

6 августа.Сегодня очень знаменательный день. 23 года назад на Хиросиму и Нагасаки была сброшена атомная бомба. Мы ходили в «Морской» лагерь на митинг, посвящённый этой дате. Там присутствовала японка, которая была в то время в Хиросиме. Она болеет. У неё потерян голос, она, когда прикалывала значок, не могла попасть иглой в крючок: тряслись руки. Очень трогательно, многие плакали! Мир всей земле!!!
7 августа.Интернациональный день. Была линейка, посвящённая иностранным делегациям, отдыхающим в Артеке.
8 августа.День Советского Союза. Выступали делегации 15 республик СССР.

9 августа.Сегодня закрытие и карнавал. Была линейка, а после ужина карнавал, но ничего особенного не было. У меня и у Гали Левченко были костюмы Принца (я) и Принцессы (Галя), и мы получили премии. Легли в 10-30.
10 августа.Провожали иностранцев. Ох, как жалко!
11 августа.Сегодня ничего особенного не было: купались, ели. Сейчас абсолют.
12 августа.Мы - дежурные. А после ужина был КВН. Соревновались две команды «Ишак» и «Весёлый роджер». «Ишак» - от «Лесной» дружины, а «Роджер» - от «Полевой». Мы все думали, что «Полевая» выиграет, но ошиблись к нашему счастью. «Ишак» выиграл. Ура! Ура! Ура! Нового особо ничего не было. Повторялись давно известные конкурсы. Легли в 11-00.

13 августа.Вечером к нам пришли в гости израильские ребята. Они - активные борцы против агрессии в Израиле. На встрече мы пели и танцевали. Была массовка.
14 августа.Последний день смены. Завтра в 5 мы уезжаем. А сегодня - закрытие. На закрытии наш вожатый спел такую хорошую песню «Луната», надо обязательно списать слова, в поезде выучим.
Потом была массовка и кинофильм «Жажда». Картину я, Алла Раф и Наташа Зубкова решили не смотреть, чтобы не расстраиваться. Мы сидели и говорили об артековской жизни. Все были расстроены

15 августа.Разбудили нас в 4 часа. Я сразу пошла в палату 3-го отряда и всех разбудила. Кроме 4 девочек все пошли нас провожать. В столовой мы все ревели. Но вот все сели и поехали. Наш поезд опоздал на 3 часа, поэтому мы видели и проводили куйбышевцев. А затем поехали сами. Вот я и в вагоне. Я еду в другом купе с Галей Левченко и Таней Русиной.

На этом я заканчиваю свой первый и последний дневник.

А это артековский галстук, который мы тщательно прятали от вожатых - писать на галстуках запрещалось категорически. но сейчас уже понимаю, что они знали про такую лагерную традицию и просто закрывали глаза

Открытка, пришедшая из Швеции вместе с цветными (!!!!! - в наше время - это была сказка!) фотографиями, они размещены выше.

Обложка любимого исписанного и видавшего виды альбомчика с задней стороны. Возможно, покажется интересной его цена:

А это те, с кем достаточно долго поддерживала связь: