В последнее время, почитывая различные темы разных авторов про «как это было…», столкнулась с большим количеством негатива, вылитого на время, где прошли мои самые лучшие и счастливые годы. Причём, даже объяснение для таких, как я, найдено: дескать, это не наши ЛУЧШИЕ годы, а просто мы были детьми и молодыми, поэтому так воспринимала, а на самом-то деле всё было препогано.
Я с этим крайне не согласна и решила посмотреть, а как я сама в то время всё это воспринимала. Вспомнила, что у меня есть до сих пор сохранённый единственный дневничок, в который давненько не заглядывала.
Достала, почитала… Вот стало мне интересно: а сейчас у какого-нибудь ребёнка того моего возраста (14 лет) есть такое ощущение радости и веселья от своего времяпрепровождения?
Решила ничего в нём не менять, просто набрала текст, как был…
Для тех, кто заинтересовался и решил прочитать, поясню, что в самом Артеке писать особо было некогда, поэтому записи были краткими по нескольку строчек. По приезду домой я тогда, в далёком 1968 году, решила всё подробненько расписать, тем более молодая память хватко всё держала. Но, видимо, другие весёлые и радостные события (а я как раз вступила в комсомол, очень этим гордилась и общественной работой была поглощена настолько, что даже родители постоянно посмеивались) поглотили, горечь расставания с Артеком притупилась, и подробное описание так и не закончила. Поэтому в конце дневник мой будет в тезисном виде, именно так, как был написан в месте события.
Все использованные сканы мои личные. Если кто-то найдёт себя или своих родных-близких, буду очень рада информации о них или от них самих.
Танцы, которые мы там танцевали, постаралась найти в Ютубе. Конечно, не совсем то, но самое близкое. А вот песенник напишу отдельно, где тоже то, что смогла найти в сети, добавлю.
Итак, окунаемся:
Дневник, написанный в Артеке.
Артек, 1968 год, Пятая смена, Прибрежный лагерь,
Лесная дружина, 3 отряд
Этот дневник я начала вести в Артеке. Здесь его я и закончу. Вообще дневники на любые темы, кроме больших событий, я считала и считаю глупостью. Так что мне кажется, что этот дневник - мой первый и последний. Не знаю, оправдается ли моё предположение.
18 июля.Сегодня у нас, пионеров Иркутской области, поехавших в Артек, большой день. Наконец мы у цели! Всего нас 73 человека. Это много! Наша делегация - самая большая. В поезде мы разместились в двух вагонах. Один был полностью пионерским, а в другом - те, кто не поместился в первый. Я попала в пионерский вагон.
Конечно, мне повезло: в нашем вагоне было очень весело! В самом начале, конечно, было немного скучновато, пока никто никого не знал. Но потом…. Пели, шутили, и над каждой шуткой смеялись все дружно, передавая её по всему вагону. Пели, правда, маловато: каждый знал свои песни, а тех, которые знали все, было мало, да и они уже были затасканные. Так что оставалась надежда в этом вопросе на обратную дорогу. Но самое главное, что все познакомились.
Ещё по дороге мы играли в шахматы и шашки, читали, играли в почту. Очень интересная игра. Особенно, когда друг друга не знает никто. Почтальон разносит почту по номерам. У каждого человека номер его полки. И таким образом знакомится. А затем устраивают встречу, когда друг о друге уже всё знают. Этой игрой мы занимались все вечера. В общем, по вечерам не скучали.
И вот, наконец-то сегодняшний день. Все с таким нетерпением его ждали. Наконец-то он настал. Мы - в Симферополе.
Как только высадились из поезда, пошли к вокзалу и там у его стен сделали «привал». Оказалось, что у одной девочки здесь живут знакомые, и они приехали её встретить. Очень трогательной была эта встреча. Но в это время наша Ольга Васильевна не теряла время даром. Она разыскала наших встречающих, и мы не очень-то дружным строем (всё-таки не очень легко идти с чемоданами строем) двинулись к встречавшим нас автобусам.
И вот мы едем на эвакобазу. Это очень маленькое каменное здание. В его дворе встречают новоприбывших пионеров. Здесь пионеры проходят медосмотр для того, чтобы их пустили в Артек. А именно, здесь измеряют температуру и смотрят горло. У меня в поезде разболелось горло, и я очень боялась, что не пройду осмотр. Но, к счастью, температура у меня оказалась нормальной. Ну, а раз температура нормальная, то горло даже не посмотрели.
И вот мы едем в Артек! По дороге буквально всё поражает своей красотой: и горы, и леса, и сады, и домишки, и… Дорога проходила высоко по горам, поэтому всем заложило уши.
Наша сопровождающая Ольга Васильевна осталась на эвакобазе. Оттуда она поедет домой. А с нами ехал какой-то вожатый. Сначала он нам рассказал о правилах приличия и поведения с иностранцами, а затем по дороге о некоторых местах.
Дорога очень длинная, и очень многие задремали. Но вот кто-то вскрикнул: «Море!» Сразу все проснулись. Восхищались, удивлялись… чего только, словом, не было!
Но вот уже вдали показалась Медведь-гора или Аю-даг. Скоро Артек. Состояние всех возбуждённо-напряжённое. И вот последний поворот, и мы у цели: у приёмного корпуса.
Мы приехали во время обеда. После того, как нас накормили, мы прошли лёгкий медосмотр: нас взвесили и затем стали распределять по отрядам.
Все мы (иркутяне) были в Прибрежном лагере Лесной дружины. Но в отряды попали разные. Я была в третьем отряде, со мной вместе 9 человек (6 девочек и 3 мальчика). Моя единственная одноклассница Ира Степанова попала в 5 отряд.
После этого мы сходили в душ и одели артековскую форму. А затем пошли по корпусам. Наш корпус был «Рябина». Этот корпус стоит рядом со столовой.
Встретили нас дружелюбно. Вожатые Фёдор Фёдорович и Валентина Васильевна очень весёлые.
Сразу, после полдника, всех повели на спортивную площадку «Полевой» дружины. Там вожатые показывали нам концерт. Но перед этим они устроили знакомство. Вожатые под звуки полонеза вышли на площадку, встали в два ряда, а затем по одному коротко рассказывали о себе. После этого они исполнили несколько песен, в том числе: Колдунья, Дождик, Песня о Прибрежном, Громкий смех, Чайка, Мушкетёры и др. с танцами, в том числе: Лимбо, Дигиданс, Хоппель-поппель, Хава-нагила и др., которые вместе с песнями стали самыми популярными в лагере.
Click to view
Примерно так мы танцевали лимбо
Click to view
А примерно так мы танцевали хавава-нагилаПосле этого мы собрались в палате у мальчиков, и наш вожатый Фёдор Фёдорович стал говорить о традициях лагеря, а Валентина Васильевна поправляла и добавляла. Так они рассказали нам о том, что в Артеке не принято говорить слово «здравствуйте», а говорят «добрый день», «доброе утро», «добрый вечер», причём, добавляют «всем-всем». Получается так: «Всем-всем, добрый день!», или «Всем-всем, приятного аппетита!», «Всем-всем, спокойной ночи!»
Ещё говорили о том, что каждый раз после вечерней линейки все отдают салют и читают четверостишье:
Над морем ночь спускается,
Артеку спать пора.
Спокойной ночи, Родина!
До светлого утра!
Отбой у нас в 10 часов. И ещё говорили о многих вещах. Когда уж мы слишком заскучаем, они пошутят, и уже никому не хочется спать. Ещё нам сказали наш адрес:
Крым, Артек-5,
др. Лесная,
отряд №3.
Но вот уже всё сказано, и мы расходимся по палатам. В отрядной палате всем места не хватило, поэтому меня поместили в смешанную палату (из разных отрядов). Мы познакомились и легли спать. Кровати у нас не как в простом лагере, а деревянные. Очень удобно. Уснули быстро - утомились.
19 июля.Поднялись все по возгласу вожатой: «Подъём!», горна никто не слышал. Не заправляя постелей, надев купальники, все помчались на «Костровую» на зарядку.
Ну и площадь же эта - Костровая! Огромная! Вообще-то это площадь «Лесной» и «Полевой» дружин. Но на линейки сюда приходит весь Прибрежный, а на особенно большие торжества - и весь Артек. Так рассказал нам наш вожатый.
Ну, а зарядку там делают только «Лесная» и «Полевая» дружины. Все упражнения делаются в быстром темпе, и очень многие под музыку «Кита». Очень здорово! После зарядки чувствуешь себя бодро. Но вот и кончилась зарядка.
Мы прибежали, заправили постели, умылись, взяли полотенца и пошли на пляж. Все были очень рады. Ещё бы! Только приехали, и сразу на пляж. От нашего корпуса до моря далеко, но дошли, как показалось, быстро, потому что всю дорогу разговаривали. Но вот и пляж.
И вдруг оказалось, что купаться мы не будем - врачи не разрешают. Трудно себе представить наше огорчение. Все так переживали. Сидишь возле моря и не смеешь даже прикоснуться к нему. Но что поделаешь. Пошли обратно.
Фёдор Фёдорович сказал, что до обеда мы можем заниматься своими делами. Почти все стали писать письма. Я тоже написала письмо и отправила его, когда пошли на обед.
Затем, после обеда, был сончас или, как здесь называют, абсолют. Я написала за абсолют письма подругам. В этом отношении здесь не очень строго. Но вот и поёт горн с абсолюта.
Сразу после полдника было открытие нашей пятой смены. В Артеке присутствуют на нашей смене делегации из 24 стран мира. Только в Прибрежном лагере отдыхают 11 делегаций, в том числе из Чехословакии, ГДР, Западного Берлина, Сирии, Франции, Бельгии, Австрии, Финляндии, Монголии, Венгрии и Норвегии.
В нашем корпусе проживали французы, как их называют - делегация Франции. Им всем по 15 лет. Одна девочка мне очень нравится - её зовут Патриция. У неё очень красивая фигурка и вообще миленькая. А остальные какие-то коротконогие, бесформенные - просто ужас. А причёски! А красятся! Ведь ещё такие маленькие. Но зато вежливые. Но вообще-то их (иностранцев) от нас сильно отдаляют, даже едят они отдельно от нас.
Справа - это и есть Патриция.
На открытие собрались все на нашей «Костровой». Начальник лагеря поздравил нас, сказал несколько тёплых слов. А затем нам представили представителей 20-ти стран, отдыхающих в Артеке.
Затем артековцев поздравляли от всех частей света. От Европы выступала Польша, от Азии - Монголия, от Америки - США и от Африки - Алжир. После выступлений на флагштоки поднимали флаги. Сначала, конечно, подняли флаг Союза Советский Социалистических Республик, а затем и всех остальных государств.
Сувенир-подарок от иностранцев.Погода во второй половине дня значительно испортилась, и к этому времени заморосил мелкий дождик, он постепенно усиливался, капли увеличивались, так что с костром у нас всё равно ничего бы не получилось. Костра не было. Обидно, конечно: меньше торжественности, но ничего. Так как дождь пошёл сильнее, нас послали по корпусам.
Весь наш отряд предупредили о том, что мы завтра дежурим и придётся рано вставать. На этом мы и разошлись.
20 июля.Сегодня мы дежурные. Как нас и предупредили, мы встали раньше. Встали, сразу застелили постели, умылись, оделись и пошли на отрядную линейку.
Там мы узнали, что по столовой дежурят без галстуков. Нас распределили по залам. В столовой у нас два зала: Банкетный, где питаются иностранцы «Прибрежного» лагеря и общий зал, где питаются пионеры трёх дружин лагеря: «Лесной», «Полевой» и «Озёрный». Есть ещё один зал, он расположен внизу под общим залом.
Так вот наш отряд сегодня должен накрыть Банкетный зал и столы «Лесной» дружины в общем зале. Да, я пропустила, что в нижнем зале питаются пионеры «Речной» дружины. Вообще-то в нашей столовой должны питаться только «Лесная» и «Полевая» дружины, но так как столовая «Речной» и «Озёрной» дружины на ремонте, то эти две дружины питаются в нашей столовой.
Так вот. Мы накрыли на завтрак. А накрывали так: у нас в отряде три звена (я - во втором), третье звено накрывало в Банкетном, а первое и второе - в общем.
Когда мы накрыли на завтрак и поели, а также поели и все другие отряды, мы стали подметать. Убирать со столов нам не приходилось - это делали дежурные по столам. После то, как мы подмели пол, мы стали ждать, что нам ещё скажут, потому что мы думали, что будем мыть посуду и чистить картошку на обед, но ничего такого не случилось, к нашему удивлению. Нас отпустили в корпус. Здесь, оказывается, в отличие от местных лагерей всё это делает обслуживающий персонал.
В корпусе мы занимались кто чем. Образовался кружок. Разговорились - так знакомиться легче. Разговаривали долго. Но вот вожатый сказал, что нужно идти дежурить. Мы поднялись и пошли. Накрыли быстро.
Но вот уже и все поели. На обед нам давали мороженое. Мы подмели и пошли опять в корпус - хорошо ещё, что корпус рядом. А тут уже все укладываются спать. Ведь в нашем корпусе не только наш отряд.
Вообще в каждом корпусе по три отряда. В нашей «Рябине» первый, второй и третий отряды.
Но почти тут же нас позвали накрывать на полдник. Опять поели-попили и пошли в корпус. В корпусе немного побаловались и пошли накрывать на ужин.
После ужина - кино. Убираться надо побыстрее. Но вот уже всё убрано и подметено. Мы спешим в корпус, одеваем галстуки (будет короткая линейка) и бежим на «Костровую».
Там уже все собрались. Никто не знает, что за картину будут показывать. Когда мы спрашивали вожатых, они только отшучивались: «Артековская тайна», первая серия. И вот все с нетерпением ждут.
Засветился экран. Стали показывать немой заграничный мультипликационный фильм. Очень красивый, но вот он окончился и…. на экране появляется надпись «Акваланги на дне». Раздаются крики: «Ура!» Кричат все. И кто видел это фильм, и кто не видел.
Всем картина нравится, а те, кто не видел, много слышали об этой картине. Но вот и конец.
(Кто заинтересуется, фильм есть здесь:
http://kinopod.ru/video.html?id=5758)Перед тем, как разойтись, проходит короткая линейка. «Лагерь - смирно!» - говорит старшая пионервожатая, выйдя на площадь. «Лагерный день закончить пионерским салютом!» Все отдают салют и молча в течение полминуты. «Вольно!» И после этих слов читают прощальный стишок «Спокойной ночи..»
После этого все идут по корпусам. Дорога тёмная. Кто-то упал. Все смеются над неосторожным, и сами падают на этом месте, но уже остальные более осторожны. По дороге обсуждают картину. Всем безумно нравится Ромка Марченко - герой фильма. А вот и корпус. Теперь спать.
21 июля.Сегодня мы встали, как обычно. Сбегали на зарядку, сходили на завтрак и сразу на солярий.
Солярий - это крыша. Над крышей сделан навес на одной стороне, а на другой - солнце. Крыша специально сделана горизонтально, чтобы проводить отрядные собрания. До этого солярий был занят другими отрядами. А сегодня его предоставили нам. До чего же здесь хорошо! Прохладненько, хочешь - смотри на весь Артек, на море, горы.
Но пришли сюда мы не любоваться, а учить лагерные песни и танцы. Во-первых, нам нужно готовиться к конкурсу инсценированной песни. Наша вожатая подобрала нам песню «Пока убийцы ходят по земле».
Click to view
Мы написали слова и пропели первый куплет. Но времени ещё много и решили на этом закончить. Затем стали разучивать лагерные песни. Написали и выучили песни: Артековский салют, Песня о Прибрежном, Дождик, Колдунья и на этом закончили.
Взялись за танцы. Нас разбили по парам. У меня был в паре Азат Фаттыхов. Спокойный тихий мальчик, который до этого ни разу не танцевал. Очень быстро смущается.
Сначала мы выучили выход, затем приглашение, а потом стали учить танцы. Выучили Дигиданс, Лимбо и Хоппель-поппель. Учили усердно. Но вот всё позади. Мы уже многое выучили, многое знаем. Уже скоро обед. С сожаление покидали мы солярий.
После полдника мы пошли с Фёдором Фёдоровичем на Пушкинскую дачу. Она расположена в живописном уголке «Лазурного» лагеря. Это сказочный домик на самом берегу моря. Оттуда виден весь Артек, а также город Гурзуф.
(Единственное не моё фото, но уж очень вид оттуда нравился, до сих пор помню, решила найти в инете)Но самое интересное, что этот берег обрывистый и высокий. Очень поэтичный уголок. Домик этот сделан из простого камня. Он не высокий, но зато наверху у него имеется как бы маленький солярий. А оттуда лесенка ещё выше на маленькую площадочку, где свободно могут уместиться человек пять-шесть.
Здесь Пушкин творил. Говорят, что здесь было создано бесчисленное множество его произведений.
Отсюда очень хорошо видны Адалары. Они ведь стоят как раз напротив этой дачи. И ещё очень хорошо виден мыс с Пушкинской скалой. Эта скала соединена с берегом тонким перешейком. А за скалой идут братья-близнецы Адалары. Правда, они не похожи друг на друга. Одна скала разрушена, но, говорят, что когда-то они были похожи.
На «солярии» пушкинской дачи, как я его назвала, мы с Фёдором Фёдоровичем сидели и мирно беседовали. И тут наш взгляд упал в противоположную сторону. И это не случайно. Ведь там наш лагерь, наш корпус, наш дом.
Ну, а раз мы смотрим в ту сторону, взгляд не может не попасть на Медведь-гору. Все стали упрашивать Фёдора Фёдоровича рассказать о ней легенду.
Фёдор Фёдорович очень хороший рассказчик. И он рассказал нам, что когда-то очень-очень давно жила здесь очень красивая и хорошая девушка. И в эту девушку влюбился медведь. Обыкновенный медведь, каких немало и в наше время. И он решил её поймать. Но девушка каким-то путём узнала об этом. Она рассказала об этом парню, которого любила, и который тоже любил её. И они решили убежать. Медведь пришёл за этой девушкой, а её нет. Он кинулся в погоню. И вот девушка с парнем стоят на берегу моря и не знают, что делать. Они уже слышат, как бежит за ними медведь, и они решаются плыть. Когда медведь подбежал к морю, он увидел, что девушка с парнем далеко. А ведь в те далёкие времена медведи ещё не умели плавать. И, не зная, что делать, медведь решается на последнее: выпить море. Он начинает пить и от воды его раздувает и раздувает. А девушка уплывает всё дальше и дальше. Их уже плохо видно. Медведь торопится, его распирает и вот, не выдержав, он околевает. Так с тех пор медведь и остался у берега моря пить воду.
Так печально оканчивается эта легенда. Но не надо грустить, ведь вокруг так хорошо: светит солнышко, сверкает лазурное море (этот лагерь поэтому-то так и назван, что море здесь всегда лазурное). Мы, ещё раз посмотрев на Адалары, на Пушкинскую гору (здесь на Пушкинской горе снимался фильм «Человек-амфибия»), не спеша пошли обратно.
Надо успеть к ужину, а после ужина - на Костровую. Ведь сегодня праздник - день освобождения Бельгии.
Вот мы и на Костровой. Представителей Бельгии поздравляли представители Советского Союза, Польши, Франции, Германии и Монголии. Все они горячо приветствовали бельгийцев.
А в заключение этого были игры, очень интересные и смешные. Правда, мы их до этого не знали, но всё равно очень интересные игры. Это такие, как, например, бегать в мешках, кормить друг друга с завязанными глазами и всё в таком роде.
После этого прошла наша вечерняя линейка, и все разошлись по корпусам, смеясь, вспоминая вечерние игры.