Jul 03, 2011 17:56
Глава первая: Имя.
Для того чтобы разобраться в вопросах имени, прежде всего необходимо уяснить для себя тот факт, что на первой фазе древней русской истории собственно Русью современники называли одно единственное племя, среди множества племен восточной Европы. Обитало это племя в окрестностях Киева, на небольшой территории среднего течения Днепра. Для нас совершенно неважно, было ли это племя пришлыми варягами, как утверждают «норманисты» или славянами, издавна проживающими в киевском Приднепровье, как утверждают их противники. Важно лишь то, что это племя противопоставлялось другим племенам, входившим в древнерусское государство:
1) Описывая поход Олега на Византию, летописец пишет:
«Утвердил мир, и говорит Олег, сшейте паруса паволочитые Руси, а Словенам копринные… (Ипатиевская летопись, в лето 907)».
Здесь Русь противопоставлена Словенам.
2) Поход Игоря на Византию:
«Игорь совокупил воев многих: Варягов, Русь, Полян, Словен, Кривичей, Тиверцев и Печенегов нанял». (Ипатиевская летопись, в лето 6452 [944]).
Русь - это одно из племен.
3) Эпизод убийства Игоря древлянами:
«Говорили древляне, вот князя Русского убили [мы], возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала». (Ипатиевская летопись, в лето 6453[945]).
Древляне - против Русского князя.
4)«Ярослав же множество совокупил Руси, Варягов, Словен и пошел против Болеслава и Святополка».(Ипатиевская летопись, в лето 6526 [1018]).
Вместе с тем, если говорить о названии страны в этот период (X-XI века) - не трудно заметить, что имя Русь прилагается ко всей исследуемой нами территории:
5) в Ипатиевской летописи, в недатированной ее части, мы находим свидетельство того, что истоки Волги находились в Руси:
«Из того же леса потечет Волга на восток и втечет семьюдесятью жерлами в море Хвалисское. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары, и в Хвалисы, и на востоке дойти в жребий Симов». (Ипатиевская летопись).
6) в Ипатиевской летописи, в недатированной части, описана география Руси перечислением славянских племен, входящих в Русь:
«Это только Славянский язык в Руси - поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, север, бужане, которые сидят по Бугу, после же волыняне».
От Волыни до Курска, от Киева и Переяславля до Новгорода - это пространство Руси.
7) в Ипатиевской летописи под 907 годом описан поход Олега на Византию. В результате примирения сторон был заключен договор, согласно которому Греки должны были платить дань на русские города:
«И по том давать уклады на Русские города, сначала на Киев, также на Чернигов, и на Полоцк, и на Ростов, и на Любечь, и на прочие города».
Из этой цитаты следует, что летописец к русским городам причислял северные города Полоцк и Ростов.
8) Владимир (Святой) раздал города своего государства сыновьям «в княжение».
В Лаврентиевской летописи под 988 годом (конец года) летописец пишет:
«И посадил [Владимир] Вышеслава в Новгороде, а Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове. Умер старейший Вышеслав в Новгороде. Посадил [Владимир] Ярослава в Новгороде, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Деревах [Древлянах], Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмуторокани».
После смерти Владимира его сын Святополк Окаянный, убив свих братьев Бориса, Глеба и Святослава, задумал убить всех остальных братьев, и получить единоличную власть в Руси:
« Святополк же окаянный и злой убил Святослава, бежавшего в Угры, послав [убийц] в горы Угорские. И начал замышлять - если перебью братьев своих, приму власть Русскую один». (Лаврентиевская летопись, 1015 год).
В этом эпизоде явно представлена широкая география Руси - Владимир-Волынский, Новгород, Ростов, Муром и другие города и территории входят в большую Русь.
Таким образом, на основание выше перечисленных фактов можно утверждать, что в X-XI веках на огромных просторах восточной Европы существовала страна, которая летописцами называлась Русью. Однако люди, населявшие эту страну предпочитали называть себя своими племенными именами. Собственно Русью в этническом смысле называлось только одно из многочисленных племен, населявших эту страну.
В XII веке, в период дробления государства на удельные княжества, взгляд на Русь у летописцев меняется. Теперь Русью или Русской землей они называют сравнительно небольшую территорию среднего Приднепровья в окрестностях Киева, Чернигова и Переяславля. Прочие земли, такие, как Суздальская, Новгородская, Рязанская из этой Руси исключаются:
9) «В то же лето пошел Юрий с сыновъями своими, и с Ростовцами, и с Суздальцами, и Рязанцами в Русь» (Лаврентьевская летопись, в лето 1152).
Такие же по смыслу сообщения летописцев можно привести в отношении Новгородской, Псковской, Смоленской, Полоцкой земель.
Если рассматривать подобные цитаты в отрыве от других фактов, изложенных в первоисточниках, может сложиться впечатление, что великорусские и белорусские земли находились за пределами Руси. Однако, добросовестный исследователь не может не заметить, что точно так же, как и перечисленные земли, летописцами из Руси исключаются земли Галицкая и Волынская, а также земля Древлян:
10) « Взошли Русские полки на горы, и зашли от Перемышля и Галича, видя это Галичане сказали: мы здесь стоим а они наших жен возьмут» (Ипатиевская летопись, в лето 1144). Из этой цитаты следует, что Галичане противопоставлены Русским полкам.
11 ) «Святослав давал Галич Рюрику, а себе хотел всю Русскую землю около Киева»
(Ипатиевская летопись, в лето 1189)
Здесь Галич противопоставлен Русской земле.
12) «Того же лета встал Рюрик на Романа и привел с собой Ольговичей в Киев, хотя пойти к Галичу на Романа. И опередил Роман, собрал полки Галицкие и Владимирские, и въехал в Русскую землю». (Лаврентьевская летопись, В лето 1202)
В этой цитате мы видим, что Галич и Владимир (Волынский) так же как и прочие периферийные земли исключены из Руси.
13) Цитата исключает древлянский город Овруч из состава Руси:
«Ростислав же приехал в Торский со славою на Рождество, победив второй раз Половцев, и оттуда быстро поехал к отцу в Овруч …, отец его хотел идти на Литву. Святослав же послал к Рюрику [отцу Ростислава], сказал ему: «Это сын твой заял Половцев, начал рать, а ты идти собрался куда-то, а свою землю оставил, сейчас пойди в Русь, постереги свою землю. Рюрик оставил путь свой, идет в Русь со всеми своими полками». (Ипатиевская летопись, в лето 1193, гонец года).
Это последнее обстоятельство относительно Галицкой, Волынской и Древлянской земель напрочь разрушает «стройную теорию» украинских националистов, однако требует какого-то логического объяснения. В самом деле, каким образом первоначально единая территория Руси распалась на собственно Русь и «нерусскую» периферию? При этом забегая вперед, уместно будет заметить, что уже в XIII веке имя Русь снова распространится на всей территории восточной Европы. Однако пока нам необходимо объяснить феномен распада единого имени.
Наиболее логично предположить, что в период феодального распада государства, Русь, как страна сократилась до своей изначальной территории в киевском Приднепровье. По всей вероятности, причиной такой перемены в понимании Русской земли являлся сепаратизм удельных князей, стремящихся подчеркнуть независимость своих княжеств по отношению к Киеву.
Вместе с тем, в это же время продолжается этногенез русского народа, причем питательной средой для этого процесса является уже не фактор политического единства, как это было в первом периоде, а фактор культурной и религиозной общности целого восточнославянского, и даже шире - восточноевропейского мира. Архитектура, живопись, литература, воспоминание об общих победах «героической эпохи» времен Олега, Игоря и Святослава, былины киевского цикла - все это побуждало наших разноплеменных предков называть себя Русскими людьми, а свою землю Русью. Процесс этот вполне завершился где-то к рубежу XII - XIII веков. И Суздаль, и Рязань, и Новгород, и Галич, и Владимир-Волынский, и, конечно же, Киев и Чернигов - все эти земли в XIII веке все чаще называются русскими:
14) Первая Новгородская летопись старшего извода.
В лето 6677 (1169).
«В то же лето на зиму пришли под Новгород суздальцы с Андреевичем, Роман и Мстислав, со смолянами, торопчанами, муромци и рязанци с двумя князьями, полоцкий князь с полочанами и вся земля просто Русская».
15) Лаврентиевская летопись.
В лето 6801 (1293).
«Татары взяли Володимир [Суздальский], Переяславль [Залесский], Москву, Волок и всех городов 14 и много зла сотворили в Русской земле».
16) Мирный договор князя Ярослава Владимировича и Новгородцев с Немецкими послами.
Около 1195 года.
«Оже иемати скотъ варягоу на Русине или Русину на Варязе, а ся его заприть, то 12 муж послухы идеть роте» (без перевода).
«Если должен деньги Варягу Русин или Русину Варяг, но откажется, то 12 мужей должны принести клятву» (перевод).
17) «Задонщина» или «Слово Софония рязнца», конец XIV века.
«Нам же земля Руская подобна милому младенцу у матери своей».
18) Ливонская хроника Генриха латвийского.
[1223 год]
«Поэтому в конце концов король суздальский в смущении возвратился со всем своим войском в Руссию. А было то большое, сильное войско и пыталось оно взять датский замок тевтонским способом, но не хватило сил. Разорив и разграбив всю область кругом, они вернулись в свою землю».
19) Ливонская рифмованная хроника, конец XIII века.
«(02205) Есть город (stat) большой и широкий, который также расположен на Руси: он называется Суздаль (Susdal)».
20) Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов, середина XIII века.
«В то же время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии, которая называется Суздаль».
(Ссылки на первоисточники см. в четвертой главе).
Продолжение в следующей статье: Киев-Москва: Размышления на русскую тему (3)
национализм,
Украина,
Россия,
Русь,
Москва,
Киев