03 марта 2019
Началась программа с гидом, в группе 4 человека (включая нас троих:)). Первый день знакомство и разминочный маршрут, немного у подъемника и прогулка до цирка «Дальний ВМФ». 4 км от верха подъемника К2 мимо заброшенных зданий старого рудника (это та же дорога, по которой мы уже ходили сами, только пройти надо в два раза больше). Там мы встретили лису. Лиса не боялась подойти достаточно близко и даже немного попозировала. Очень классная.
До этого мы тут ходили в плохой видимости, теперь можно нормально осмотреться.
Заброшенный рудник и его обитатель
Но вообще мы покататься пришли.
Верх спуска крутой, новый снежок там есть, но не много, поэтому доска достает до коры, а 2/3 уже приятный снежок и можно проехать первым следом.
Ходили дольше (делали больше остановок), поэтому тайминг не очень показательный.
От верха К2 до начала спуска - чуть больше 4 км почти по прямой (небольшие спуски и наборы) и 1 час 15 минут со всеми перестегиваниями и едой.
Спуск приблизительно с 1000 до 450 м (может быть ниже, зависит от накатанности выезда и наличия снега), затем выход опять почти по прямой около 2 км (20 минут). Выезд к дороге Расвумчоррского рудника, туда можно вызвать такси.
04 марта 2019
Сходили еще раз в Смарт-цирк, но заход теперь с другой стороны - сразу из Кировска. Частично это наш маршрут на перевал Географов. В начале немного срезали (но, говорят, когда лавиноопасно, там лучше не ходить).
На плато стало сильно дуть, даже одноразовые грелки в варежки засунула (хотя они у меня были на случай какой-нибудь нештатной ситуации, пожалела, что много не взяла с собой, до этого всё-таки не приходилось пользоваться, таскаю на всякий случай).
В смарт-цирке проехали по другому маршруту, но до конца не скатились, а залезли еще раз на плато и дошли до ботанического цирка, там съехали уже вниз, выход недлинный, но в конце надо залезть на крутую горку (выходить через бот.сад, как мы сделали до этого, говорят, не всегда получается). Фото с проездов нет, фотоаппарат на таком ветру замерзал быстро.
Фрагмент снежной деревни - местной зимней достопримечательности (мы к ней вылезли с маршрута, а так вход на территорию платный).
Старт в 9.15, в 12:45 подошли к началу спуска, т.е. 3:30
Набор 300 - 1000 (700 м), но на деле скорее 800, т.к. есть несколько спусков и подъемов на маршруте
Протяженность 6.71 км.
Спуск на досках метров на 250 и снова набор около 300 м до 1025 и еще по плато (по прямой), заняло у нас это с перестежками около 1 часа 50 минут, длина 3 км.
Оттуда на досках вниз до 300 м.
Общий перепад за день около 1150 м, протяженность 13 км, 6:30 по времени.
С маршрута сразу отправились в ресторан, а-то дома уже можно было драться за еду (мало осталось).
05 марта 2019
Утром гид переиграл планы на день из-за того, что сильный ветер и на плато, куда мы должны были выйти, нас могло унести. Написал, что поедем на 25 км (где мы уже были 25 и 28 февраля сами и где ужасный бугель). Долго мучилась утром (день пропускать), но ветер, холод, бугель и потенциально известный маршрут заставили меня отказаться от таких прекрасных перспектив. Думала, может пару часов у дома по трассе покататься, но из-за ветра периодически закрывали кабину, глупо будет купить скипасс на 2 часа и уткнуться в закрытый подъемник. В итоге просто прогулялась и сходила в магазин. Ребята пришли и рассказали: подъемник (точнее состояние под ним) стал еще хуже, чем на прошлой неделе, даже лыжник жаловался, ветром их потом чуть не сдуло (порывы такие, что приходилось останавливаться и палками упираться, чтобы держаться, а катались ровно так, как мы сами до этого катались (поднялись только выше на втором заходе, мы в плохую видимость не пошли). Т.е. я даже никакого нового маршрута не пропустила, разве что один красивый вид, но я переживу это. Дома. У батареи.
06 марта 2019
Неожиданно случился еще один день отдыха. Пошли сначала утром отрабатывать навыки скиальпинизма (спуск и подъем по веревке), но отрабатывать там было не много, скорее проверили снаряжение, что у всех всего хватает и договорились, что брать, что не брать. А потом народ частично решил, что раз у нас два сложных дня (идем далеко и долго), а погодка так себе, то идти уже никуда не хочется и давайте отдыхать, чтобы не помереть.
Пришлось поработать.
07 марта 2019
Куэльпорр, двухдневный маршрут
Выход в 9 с парковки у Тирваса/Снежной деревни.
Едем 10 км / 50 мин на снегоходах, заодно забираемся сразу на плато 1100 м. Снегоходы бросают нас у узкого гребня, откуда мы минут 30-40 идем до кулуара, по которому будем съезжать.
Видимость не лучшая, но для проезда достаточно. Когда спустились, облака рассеялись, ветер почти стих, красота.
Начинаем набор на Юдычвумчорр - самую верхнюю точку Хибин. Из-за сошедшей недавно лавины, решили не рисковать и не ходить через весь склон на скитуре, а затопать по ступеням. Довольно быстро набрали высоту, а по плато уже шли на лыжах.
Вначале немного дуло, но после прохождения высшей точки, ветер стих.
Это высшая точка Хибин
Спуск на перевал на веревке. Мне кажется, можно было и обойтись (в наших условиях). Гид всё делал сам (станцию и т.п.) и от помощи отказался, что странно, как мне кажется (по крайне мере, если предлагают), получается, пока он работает, остальные мерзнут поэтому согреваются, как могут, т.е. бесполезно тратя силы.
Кто как может, тот так от ветра и прячется
Набор 465-1200 - 2:30, по плато мы шли около 3 км, подошли к кулуару и съехали в долину малой Белой реки.
Сбросили высоту до 480 м и дальше пошли по долине на скитуре. Идти до базы КСС, где планировалась ночевка, 7 км с небольшой потерей высоты (200 м), заняло у нас этого где-то 1:40. На базе прям как в лучших приютах Европы: тапки, еда, чай, вода, душ, туалет нормальный и даже белье дают (в отличие от приютов Европы).
Вечером в небе обнаружилось северное сияние, хотя прогноз был маловероятный. Не очень разнообразное, зато через всё небо. К сожалению, фотоаппарат, с которым катаюсь, не очень передает это дело, да и ночь, мороз, ставить некуда, но что ж поделать.
08 марта 2019
На градуснике утром около -30, но это какие-то странные минус 30, видимо, низина и река дают знать, потому что, пока шли все раздевались, дышат можно нормально, в общем, обычные -15, вряд ли больше. Выход с базы КСС в 8:45, поднялись на перевал Петрелиуса восточный 900 м, 7 км, 2:50.
Небольшой спуск метров на 100-150 и опять переключаемся на ходьбу. Снега мало, поэтому идем не вдоль озера Академическое, а сразу выходим на плато, тут не особо дует, что прекрасно. Плато около 1100 м, идем по нему к перевалу Академический, где должны были съехать, а внизу нас забрать снегоход. До перевала 12 км (от начала маршрута) и были мы там через 5 часов.
Но спуск оказался ледяной и в камнях, решено было пройти еще по плато еще 3 км и спуститься по гребню (в цирк Снежный не поехали, т.к. там лавиноопасно). Пока шли, погода начала портиться, но мы как раз успели спустится (немного ухудшилась видимость рельефа, но не критично). Спуск сложный не только из-за видимости, но и из-за состояния снега: то кора, то пухло, то заструги, и всё местами на крутом и узком рельефе.
В конце спуска было 17 км по расстоянию и 6:30 по часам. Связаться со снегоходом по рации не удалось (спустились же не туда, куда договорились), посидели, подождали, уже нацепили камусы, чтобы идти самим и тут едет снегоход, нас ищет! Приятный бонус, т.к. выходить по снегоходной дороге не интересно (да и были мы уже на ней), и вообще уже находились. Еще 6 км на снегоходе и мы на парковке берем такси и за едой!
Трек двух дней, вид сверху
Коротко про маршрут:
1 день: 20 км (скитур, 2 спуска), 10 снегоходы, всего 30 км. Выход 9:00 - база 18:30, итого 9:30.
2 день: 17 км (скитур, 2 спуска, хотя один уж очень небольшой бы), 6 км снегоход, всего 23 км. Выход в 8:45, закончили в 16:00, итого 7:15. Набор в каждый из дней около 1000 или чуть больше.
09 марта 2019
В Кировске метель, гид выход отменил (деньги за один день вернул), мы сами покатались по трассам пару часов и на этом, похоже завершили этот сезон, который вышел уж чересчур скитурным.
Сходили вечером в кафе и потом зашли в музей камней и минералов, добываемых в Хибинах (вход бесплатный). Экспозиция большая, тут порядка 600 минералов в горных породах нашли (и говорят, продолжают находить). Потом я три раза запустила извержение вулкана, подвигала тектонические плиты в разные стороны и поработала на буровой установке. В общем, плодотворно провела вечер. Это в музее неожиданно есть очень достойная интерактивная экспозиция, доступная по заказу (нас провели бесплатно, поэтому условий не знаю, но заказывать лучше заранее). Музей планирует развитие, так что будет еще больше всего.
10 марта 2019
Обмануть погоду не получилось, она обманула нас. За день до выезда и в день выезда в Кировске была сильная метель с приличными порывами ветра, но как только мы выехали из города, метель прекратилась, но началась снова под аэропортом Мурманска. В итоге, как только мы приехали в аэропорт, он закрылся на прием и отправку самолетов. Сначала до 15:00 (наш рейс был в 13:10), а потом до 19:00. Аэропорт Апатитов при этом работал нормально. Самое смешное, что в аэропорту Мурманска я до этого была лет 11-12 назад и тогда просидела в нем 17 часов из-за задержки рейса. Причем тогда она была более коварной, рейс переносили каждый раз на пару часов, в отсутствии онлайн табло и смартфонов уехать куда-то было нереально. Сейчас же мы съездили развлечься в Мурманск в бар. Почти 4 часа смогли убить (2 на дорогу и 2 там). Вылетели с задержкой на 10 часов. На удивление, с точки зрения информирования всё было максимально четко, не надо было ни из кого выбивать ни информацию, ни положенные бесплатные «блага» (за благами, правда, надо было в очереди в офис а/к постоять, но там тоже всё цивильно), мы, правда, талоны на питание не использовали по назначению, а вот багаж бесплатно в камеру хранения сдавали.
А еще говорят, что снаряд два раза в одну лунку не попадает. Пока у меня 2 из 2.
Все маршруты двух недель на одной карте
Впечатления: разок, конечно, можно было съездить, но еще раз не особо хочется, хотя у меня есть знакомые, которые туда часто ездят. Из плюсов: всё недалеко и компактно, хорошо просматривается. Из минусов: погода (сильный ветер - частое явление, состояние снега соответствующее, ну и холодно (так часто разными частями тела я никогда еще не мерзла (но преимущественно руками, конечно), и это при том, что минус у нас был не очень большой и у меня есть утепление на все части тела).
Полезное
Места официального катания.
Большого Вудъявр
Два склона (северный и южный), более-менее приличные подъемники (пара креселок и нормальные бугели, только очень медитативные). Трассы, которые называются черными и красными тянут разве что на синие и зеленые. Наверное, для самого начала обучения этот курорт подходит, но для тех, кто уже хорошо катается, интересного тут ничего нет (ну, исключаем людей, которые живут недалеко и просто могут на выходные без проблем съездить, тогда всё лучше, чем ничего).
Цены Большого Вудъявра
https://bigwood.ru/resort/skipass/Там же можно карту склонов найти. Курорт явно развивается в последние годы.
Кукисвумчорр, он же 25км
Трасс тут 6 и 2 очереди подъемников, которые обслуживают 3 бугеля один другого хуже. Дорогу под ними не ровняют, и ты скачешь со льда на бугор, с бугра на лед и всё это бывает еще под наклоном вбок (т.е. едешь не на плоской доске, а на одном из кантов, повезет, если не на заднем), на месте, где надо слезать с 1 очереди вообще была яма, хорошо, хоть видимость была более-менее, можно было ее заметить заранее. Вторая очередь меня вообще чуть без ноги не оставила (уклон, опять скакать по льду и буграм, а «швабра» что-то в ноге так пережимает, что к верху испытываешь разнообразную гамму чувств). Я понимаю, что бугель не для сноубордистов, конечно, но как-то всё-таки чаще всего его делают вполне нормальным, а я на таких «швабрах» ездила и по большему уклону вверх, но вот ни одного неприятного момента от тех бугелей не помню. Хотя, говорят, в этом году там еще хорошо, в некоторые годы под одним из бугелей были кусты, а потом такой лед, что люди улетали и не могли остановиться. Приятного вам катания.
Думаю, за трассами сюда едут не многие, а катают разные кулуары с верхней очереди, за счет чего эти бугели и существуют. Часть доступна практически с подъемника, за некоторыми надо немного пройти по хребту. Здесь же, кстати, проходят соревнования по фрирайду.
Цены 25 км
http://www.25chorr.ru/?p=service_price За открытием подъемников лучше всего следить в группах вконтакте (у обеих зон катания есть свои группы, информация выкладывается каждый день и в течение дня обновляется, если что-то закрывают по погодным условиям).
Официально фрирайд на всех курортах запрещен, иногда могут поставить ЧОП на местах выхода на внетрассовое катание.
Кировск
Цены в магазинах на продукты выше, чем в Москве (сравнивала те же марки).
Горячая вода воняет. Появилась проблема несколько лет назад, если верить интернету, со сменой источника добычи этой воды. Она более агрессивная, поэтому, когда нагревается, в старых трубах от старого же налета появляется запах, в новых трубах, говорят такого нет. Серебряный браслет, с которым я обычно езжу в поездки много лет и не снимаю, потемнел за пару дней.
В городе ничего примечательного нет, разве что для любителей абандонов раздолье:)
Полезные ссылки
Фрирайд и скитур в Хибинах
https://www.offsk.com/single-post/2018/02/08/skitourhttps://www.offsk.com/vudyavrchorrhttps://www.risk.ru/blog/203563 Бюджет поездки: 15 ночей, 3 человека
Билеты Аэрофлот: Москва-Мурманск-Москва - 11 000 руб (c человека)
Проживание: двухкомнатная квартира в Кировске 30 000 руб / 10 000 руб с человека
Трансфер Мурманск-Кировск-Мурманск (машина): 8 000 руб / 2 670 руб с человека
Такси в Кировске между горками за все дни: 5 400 руб / 1 800 руб с человека
Скипасс (в разные зоны катания, обычно на пару часов и не каждый день): 4 200 руб с человека
Гид на 6 дней по программе скитур - 31 000 руб с человека (было 35 000 на 7 дней, но из-за погоды один выход отменился)
Еда: магазин - 9 900 руб с человека, рестораны - 4 200 руб с человека
Расходы на развлечения в аэропорту Мурманска самом Мурманске, случившиеся из-за отмены рейса включать не буду, к делу они особо не относятся.
Итого: 74 770 руб с человека
the end