Nov 28, 2013 22:18
Исправленный и дополненный вариант эссе.
В труде древнегреческого мыслителя Теофраста «Характеры» (пер. В. Смирина) представлена целая серия «эскизов», которые изображают те или иные черты людей. Трактат включает в себя 30 характеристик, каждая из которых рисует тип притворщика, зазнайки, льстеца и т.д. Заметим, что в труде Теофраста нет ни одного положительного качества характера человека, изображены лишь его возможные пороки и недостатки. При этом неизменно дается моральная оценка каждого свойства, а также иллюстрация ситуаций, в которых и проявляются эти скверные черты. Мне показалось интересным данное произведение и, задумавшись над актуальностью изображенного в нем, я решила проанализировать, насколько данные Теофрастом характеры типичны, и действительно ли все они столь часто встречаются. В качестве объекта наблюдения я выбрала комедию Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», а инструментом изучения тем самым стали «Характеры» Теофраста. То есть я постараюсь разложить образы, представленные в комедии русской классики, по тем чертам характера, которые мы и видим в данном труде.
Почему я остановилась именно на произведении Фонвизина? Потому что в характерах персонажей этой комедии, проникнутой истинным комизмом, легко угадываются те черты, которые мы видим у Теофраста. Помимо этого, значение имеет и то, что, раскрывая характеры через произведение другого автора (в данном случае, Фонвизина) я смогу убедиться, что они и являются одним из тех инструментов, с помощью которого формируется галерея образов любого другого произведения. Как мы убедились в ходе лекций и семинаров, творчество, поэзия - это подражание, значит характеры, которые используются автором при создании литературного произведения, являются подражательным «слепком» с живых людей, с целого поколения, присущего той или иной эпохе. Проследив за главными героями выбранной мною комедии, за различными чертами их характеров, отрицательными и злонравными, можно убедиться, насколько весомой является работа, проделанная Теофрастом. Ведь философ сделал наброски с натуры, наблюдая за типичными проявлениями характеров, которые мы узнаем как в людях в реальной жизни, так и, соответственно, на страницах произведений.
В комедии «Недоросль» прослеживается четкое разделение характеров на две общности людей: первые - злонравные, для них центральным образом стала помещица Простакова, и вторые - добродетельные, сосредоточением идей которых является Стародум. Комедия «Недоросль»- это произведение эпохи русского классицизма, и здесь традиционно противопоставляются друг другу две выше описанные общности, причем первым, злонравным, приписывается множество отрицательных характеристик. Супружеская чета Простаковых, их сын Митрофан и Скотинин своими образами создают представление о сугубо бытовой, повседневной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне их взаимоотношений, об их взглядах и ценностях. Прежде всего, несмотря на своё высокое положение, в них присутствует изрядная доля неотесанности, грубости, а значит, деревенщина (IV) - это именно тот характер из трактата Теофраста, который пришел мне на ум первым. Действительно, «деревенская неотесанность - это, думается, незнание приличий», которая и царит в доме Простаковых. Особенно ярко это проявляется в убедительных речевых портретах героев, которые используют просторечную лексику (бестия, скотина, дурак, плут и т.д.). Их неотесанность выражается не только в том, как и что они говорят, но еще и в их манерах, поступках и взглядах на жизнь.
Пожалуй, главная черта характера, определяющая всю жизнь персонажей, это невежество. Оно и есть первопричина всех их остальных недостатков. «Не умели грамоте» отец и дядя Простаковой и Скотинина, да и сам Скотинин «от роду ничего не читывал». Для невежественного дворянства «ученье вздор», а Простакова уверена: «Без наук люди живут и жили». Такой философией руководствуются родители, воспитывая своего увальня-дитятю Митрофана. Первое, за что цепляется глаз при анализе образа дворянского сына - это его потребительское отношение к жизни, зарожденное в атмосфере усадебного быта, где ничего не нужно делать самому, - все всегда появится по мановению палочки. Митрофанушка глуп и ленив, и что еще страшнее, вовсе не стремится к знаниям. Да и откуда взяться таким стремлениям, когда перед глазами у него пример матери с отцом и дяди. Вот и остается только вздыхать, бегать от учителей, поговаривая знаменитое: «Не хочу учиться, хочу жениться!». Митрофан - бестолковый неуч, а «бестолковость (XIV), если определить ее точнее, - это неповоротливость ума в речах и делах». Как и у Теофраста в зарисовке к этому характеру значится определение, что «бестолковый - это такой человек, который, считая на счетах и подводя итог, спрашивает у сидящего рядом: "Сколько ж это будет?"», так и Митрофанушка на уроке не может ответить на простейшие вопросы по арифметике и географии. Глупость присуща всем жителям дома Простаковых, каждый из них не признает учения. Как я уже говорила выше, невежество - это первопричина всех остальных недостатков персонажей. У Митрофанушки это проявляется в его несносности (XX), грубости и неуважении по отношению к матери (особенно, сцена в финале комедии, разоблачение дома Простаковых), а так же бессовестности (IX). Капризность и нежелание учиться превращает его в брюзгу (XVII), который недоволен всем и всегда, особенно, когда дело доходит до труда, умственного или физического. Ведь «брюзжанье - это несправедливая хула на все, что тебе досталось».
Митрофанушка, как и все остальные отрицательные персонажи, - притворщик по отношению, например, к матери. Притворщик (I) - характер у Теофраста, который наделен нелестным описанием. Такой человек «подходя к врагам, хочет скрыть свою ненависть». Так разговаривала Простакова с Софьей и, узнав, что та теперь невероятно богата, пыталась скрыть свое явное безразличие к девушке. Простакова, лишенная искренней душевной теплоты, хотела добиться своего во что бы то ни стало и женить сына, тем самым обеспечив и себе и ему беззаботное будущее. Кроме того, по Теофрасту «лестью можно считать обхождение некрасивое, но выгодное льстящему», а значит эта характеристика, льстец (II), тоже проявляется в Простаковой в её отношении к Софье, Стародуму или Правдину.
Госпожа Простакова, грубая помещица, плохая мать и сварливая жена, уже с первого своего появления в комедии демонстрирует собственную грубость. Яркая сцена - примерка Митрофаном нового кафтана, сшитого Тришкой, которая иллюстрирует деспотизм и произвол в условиях крепостного быта, где бесконтрольность и безнаказанность, сопряженная с отсутствием нравственных ценностей, приводят к жестокости и неуёмной жажде власти. Простакова «холопьям потакать не намерена», она властолюбива, впрочем, как и её брат, Скотинин. У Теофраста эта черта характера именуется приверженностью к олигархии (XXVI), что означает «стремление к превосходству, властолюбивое и своекорыстное». Самодовольные Простаковы и Скотинин, думается, как и у Теофраста, рассказывали бы о том, «какой стыд испытывают в народном собрании, когда какой-нибудь жалкий оборванец усядется рядом». Слуги, как, например, мамка Еремеевна, находятся под постоянным гнетом господ, которые удивленно спрашивают в разговоре со Стародумом: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?». Как следствие собственного деспотизма и произвола, в них зародилось тщеславие и крайний эгоизм. Тщеславный(XXI) в труде Теофраста - это стремящийся везде и всюду «стяжать почет». Сама Простакова уверена в собственной значимости и важности, а её высокомерие, порожденное как раз тщеславием, делает её тираном, «госпожой нечеловечной». «Надменность (XXIV) - это какое-то презрение ко всем, кроме себя самого», - пишет в своем трактате Теофраст, и вновь мы узнаем в этом описании госпожу Простакову и Скотинина. Надменный человек у Теофраста «не пишет в письме: "Не соблаговолишь ли ты...", но "Хочу", и "Я послал к тебе за..."», так и Простакова в комедии Фонвизина приказывает: "Сейчас же!", "Немедленно".
Другой яркой характеристикой жителей дома Простаковой является еще и жадность (XXX), то есть стремление сэкономить, да еще и ухватить кусок-другой. Именно жажда состояния и «приличествующего» имени движет Простаковой в её желании женить Софью - богатую наследницу на своем сыне, Митрофанушке, отказавшись от обещания, данного брату. В «Характерах» Теофраста есть такая черта, как бессовестность (IX), которая дается через описание отношения человека к приобретению чего-либо материального. Например, прийти к тому, кого сам же и разорил, просить у него взаймы или, придя в чужой дом, занять чего-либо и заставить дающего еще и отнести все к нему. Бессовестными, несомненно, можно назвать и Простакову со Скотининым, у которых эта черта развилась под действием условий крепостного быта и осознания собственного превосходства.
Как мы можем убедиться, в образах комедии Фонвизина встречается множество характеров, выделенных Теофрастом. Однако, древнегреческий мыслитель, подметив в человеке среди множества черт одну единственную, постоянную, создает отчасти гротескный, резко выраженный характер, выделяя именно её. В действительности же мы видим, как в реальной жизни, так и на страницах литературных произведений, что все эти характеристики переплетаются, создавая единый облик человека. Все они взаимосвязаны, одна черта является причиной и одновременно следствием множества других. Например, бестолковость Митрофанушки, как мне кажется, - это следствие деревенской неотесанности, а также причина его бессовестности и тщеславия. Именно поэтому можно сказать, что в характере всегда могут сочетаться в той или иной степени сразу несколько черт, описанных Теофрастом.
Источники: Денис Фонвизин "Недоросль" (Астрель, 2007); Теофраст "Характеры" (пер. В. Смирина, М., Художественная литература, 1964); Петр Вайль, Александр Генис "Родная Речь. Уроки Изящной Словесности" глава "Торжество недоросля. Фонвизин" (М., "Независимая газета", 1991).
Примечание: в скобках к каждой характеристике указан тот номер (римская цифра), под которым она значится у Теофраста.