Хотелось бы сказать огромное спасибо за столь интересное и, прямо скажем, необычное задание.
Так как нигде не был указан лимит слов/знаков, я позволила себе несколько растечься «мыслию по древу». Надеюсь, мой рассказ не вгонит Вас в скуку или сон.
Прежде чем приступить непосредственно к самому сценарию, я позволю себе записать здесь в некотором роде «предисловие автора», в котором постараюсь довольно сжато и кратко объяснить, что это за сценарий и с чем его едят. Прежде всего, стоит отметить, что описанные ниже события - плод фантазии, выдумка чистой воды. Да, история не терпит сослагательного наклонения, не терпит склонностей автора привирать или приукрашивать события. Именно поэтому, памятуя, что на жанр зачастую удается списать все «особенности» произведения, назову сценарий к фильму, прежде всего, фантастикой. Почему? Да потому что я, вооружившись своеобразной машиной времени, поместила героев Плутарха в современный нам мир, в ХХI век. Напомню, в произведении «Сравнительные жизнеописания» знаменитого древнегреческого философа и биографа Плутраха представлены попарно биографии великих людей из разных эпох, римлян и греков, которые, по мнению автора, так или иначе повлияли на ход истории. Я использовала жизнеописание Цезаря (перевод Г. А. Стратановского и К. П. Лампсакова).
Итак, действие моего фильма - 2014 год. Я взяла в качестве материала для сценария эпизод из жизни Цезаря о его жене Помпее и о хитроумном проникновении её любовника, Публия Клодия Пульхра, в покои аристократки. Вдохновившись идеей сценаристов популярного в последнее время британского сериала Марка Гэтисса и Стивена Моффата «Шерлок»/«Sherlock» от студии ВВС, я подумала над переложением этой давней истории на современность. Пришлось набраться смелости, чтобы решиться на «гнусную ложь»: в ХХI веке Цезарь - высокопоставленный политик строгих правил, Помпея - светская львица, жена Цезаря, молодая женщина необычайной красоты, а Клодий - давний враг прославленного политика, молодой авантюрист, страстно влюбленный в замужнюю Помпею. Но и это еще не всё. Я позволила себе несколько изменить события. А всё это преследует одну единственную цель - сделать повествование захватывающим и непредсказуемым, насколько это возможно.
Итак, главное: по мотивам фильма Стивена Содерберга «Одиннадцать друзей Оушена»/ «Ocean's Eleven» (2001 г.) и прочих фильмов-ограблений про хитроумных воров и взломщиков, авантюристов и безумцев.
Вашему вниманию представляется…
Одиннадцать друзей Клодия, или жена Цезаря вне подозрений.
(фантастическая история, фильм - «ограбление», криминал, приключения)
1.В фильме используется прием ретроспективы, то есть развития действия практически от конца к началу.
Темнота. Вдоль узкого коридора, похожего на подземелье, каждое мгновение то там, то тут загораются тусклые лампы. Загораются, и снова гаснут. Ледяные капли стекают по холодным трубам. Оглушительно стучат шаги бегущего человека, его громкое тяжелое дыхание разрывает напряженную звенящую тишину. Он бежит, постоянно оглядываясь, спасаясь от надвигающейся сзади погони. Позади него уже начинают слышаться крики преследователей, отблеск их ярких светодиодных фонарей рассеивает тьму подвала, освещает мокрые ледяные стены. А преследователи надвигаются всё ближе и ближе к своей жертве. Периодически камере удается выхватить крупным планом лицо спасающегося, но из-за тьмы, окутавшей подвал, мы так и не видим отчетливо, что это за человек. Тревожная музыка в лучших традициях американского триллера дополняет всеобщую атмосферу напряжения и ужаса.
На самом остром моменте музыки экран гаснет. Далее всё очевидно - на черном фоне появляется надпись «За 2 недели до этого», а это значит, что зрителю предстоит узнать в ходе развития сюжета фильма, что же это за человек, от кого он спасался и что вообще происходит.
2.А дальше взору открывается вид на самый современный фешенебельный и деловой район Рима. Шикарные небоскребы, успешные люди в салонах дорогих автомобилей, модная одежда, дорогие часы, - словом, всё самое лучшее для «сильных мира сего». Время - вечер. В одних из самых шикарных апартаментов в этот день преуспевающий популярный политик Цезарь и его молодая жена Помпея устраивают вечеринку. В списке гостей - богатейшие люди города: политики, бизнесмены, инвесторы и их жены. Под ритмичную музыку камера кадр за кадром охватывает всё это великолепие. Мы видим и самих хозяев пиршества: Цезарь в окружении коллег по работе, рядом - красавица Помпея. Она напряженно улыбается гостям, между тем пытаясь в толпе разыскать кого-то. Наконец она взором смогла поймать того, кого искала - некоего молодого человека. Помпея попросила прощения и вежливо удалилась от гостей, направившись в сторону незнакомца.
- Клодий, ты с ума сошел! Тебе нельзя здесь находиться! - воскликнула она молодому человеку. Взяв его за руку, Помпея увлекла его в сторону подальше от гостей. - Что, если он увидит?
- Перестань, этот самовлюбленный идиот никого кроме себя и не видит, - насмешливо ответил ей Клодий.
- Этот, как ты говоришь, самовлюбленный идиот, скоро добьется своего в политике. А ты только и можешь, что тенью ходить тут и… Ты же рискуешь! Мы еще вчера договорились, чтобы сегодня ты не приходил. Никто не должен даже догадываться о наших отношениях!
- Не смог удержаться. Знаешь, мне в голову пришла одна идея, - он оглянулся и внезапно перешел на шепот. - Ты же помнишь, мы давно хотели... но…
- Что?
- Ты говорила, что скоро эта твоя вечеринка…
- Ха, ты что же, собрался прийти? Нет уж, тебе там точно нечего делать. Кто тебя впустит?
- А ты разве не понимаешь? Это наш шанс! Всё может измениться! - горячо зашептал Клодий.
- Нет! Еще не время. Слишком опасно. У тебя, по всей видимости, к тому же нет плана.
- Есть. Я всё продумал.
Далее в центре кадра оказываются Цезарь и его компания. Они обсуждают современную политическую обстановку. Зритель узнает о возвышающемся авторитете в Риме Цезаря, о его планах и опасениях. Мы видим, как на заднем плане Помпея с Клодием еще о чем-то говорят. Наконец, девушка возвращается к гостям, по-прежнему напряженная и взволнованная.
Вечеринка подошла к концу. Гости расходятся. Ушел и Клодий. И мы проследуем за ним.
3.В кадре комната, в центре которой в кресле сидит Клодий. Он разговаривает по телефону, и из разговора ясно, что он пытается с кем-то договориться о встрече. Он просит помощи. Становится ясно, что он хочет пробраться в дом. Тот самый, где в скором времени состоится вечеринка Помпеи…
4.В это время уже после вечера, на котором мы впервые познакомились с героями, сценарий предусматривает эпизод разговора между Помпеей и Цезарем. Этот диалог необходим, чтобы передать информацию о взаимоотношениях супругов. Тут же мы и узнаем мнение Цезаря о Клодии. Политик уверен: на этом проходимце клейма негде ставить, и уж совсем скоро полиция найдет, за что его упечь в тюрьму. «Игрок, скандалист, сомнительный делец, плут, хвастун и обольститель замужних женщин», - дает нелестную оценку Цезарь. Помпея между тем молчит и старается не выдать своего волнения. Затем супруги начинают обсуждать предстоящее мероприятие и все особенности его организации. И теперь зритель тоже узнает, что эта вечеринка - не более чем прихоть супруги Цезаря. Ключевое событие - показ одежды от именитого дизайнера - близкой подруги Помпеи. Так как и сама Помпея - фактически первая женщина во всем Риме, это означает, что раз она устраивает вечеринку - это должно быть нечто необыкновенное, помпезное и грандиозное по своему размаху. Специально по этому случаю залы, где будет проходить торжество, украшают ювелирной инкрустацией, приглашенные гостьи наденут свои лучшие наряды, украсившись тоннами бриллиантов. В залах будут работать даже столики казино, за которыми, по всей видимости, гостям по карману проиграть ни одну тысячу долларов. Это закрытое мероприятие, именно поэтому приглашения строго ограничены. Вход охраняется как в какой-нибудь Швейцарский банк. Хитроумная система защиты подвала. И это неслучайно. Дом, где будет проходить торжество - не частный дом супругов, это огромные апартаменты в шикарном отеле, внутри которого огромнейшие конференц-залы, ресторан с лучшим в городе меню и многое другое.
- Я уверен, что всё должно пройти как по маслу. - говорит в заключение своей супруге Цезарь.
5.Кадры мягко трансформируются. Теперь уже перед зрителем не уютная комната в доме Цезаря, а кабинет, в котором собралось чуть больше десятка людей. В центре - всё тот же Клодий.
По всей видимости (так и должно казаться зрителю) Клодий уже всё выяснил о доме. И всё то, что в это время обсуждали Помпея с Цезарем, он только что поведал этой компании. У зрителя встает вопрос: что это еще за люди? Действительно, все они слишком разные. Так как я в основном основывалась на сюжете «Одиннадцати друзей Оушена», будет логично упомянуть здесь, что и банда Клодия ровным счетом такая же, как и «Оушенская». Все они - профессиональные воры и взломщики, ни разу не попадавшиеся в руки полиции, которых Клодий нанял, чтобы осуществить свой план. Он захотел пробраться в апартаменты во время торжества и выкрасть из хранилища отеля несколько десятков миллионов долларов - весь бюджет праздника плюс драгоценности, которые столь неосмотрительно было решено выставить в главном зале как демонстрацию того, что может себе позволить успешная дама в этом мире.
Естественно, что даже вся банда бывалых преступников сперва отказывается принимать участие в этой авантюре: никому не хочется попасться с поличным прямо у хранилища - настолько защищенной кажется им всем система охраны. Далее - эпизод, похожий на тот, когда непосредственно сам Оушен из фильма объясняет, что даже в такой безупречной с виду системе можно найти лазейки. Он включает проектор. И теперь уже на экране появляется огромная схема, отражающая внутреннее строение подвальных и главных помещений. Динамические рисунки - графики, планы здания. Словом, инфографика, захватывающая дух.
Азарт просыпается во всех одиннадцати преступниках, и они начинают продумывать план и распределять роли… Абсолютно все теперь движимы идеей совершить «преступление века» и уйти незамеченными. Деньги - не главное, главное - сделать то, что кажется невозможным, нереальным. Цезарь - один из тех людей в Риме, которые не бросают слов на ветер. И если уж он сам указал на то, что система охраны - самая современная и не поддаётся никакому взлому, значит, так оно и есть. Но именно это и пробудило в одиннадцати авантюристах невиданный азарт и жажду острых ощущений. Каждый из них по-своему интересный персонаж. В процессе фильма мы кратко узнаем историю каждого. Клодий знакомит «коллег». Здесь есть и добродушный забавный толстяк, и самоуверенный красавец, и два брата-близнеца, постоянно шутящих друг над другом и многие другие. Словом, вся эта компания просто обречена на любовь и симпатию зрителя.
6.Наступает «день Х». Все готово для «спектакля». Следующие эпизоды - ядро сюжета. Динамичные кадры о том, как преступники хитроумно пробираются внутрь отеля, как обманывают охрану, взламывают кодовые замки, дистанционно выключают питание камер слежения. Словом, всё в лучших традициях классических фильмов про ограбления, когда у зрителя захватывает дух, насколько слаженно работают участники команды, насколько они хладнокровны и бесстрашны.
По плану Клодий переодевается в женскую одежду, чтобы беспрепятственно войти как служебный персонал в отель. Разумеется, ему отводится главная роль в ограблении - пробраться в хранилище и взломать замок. При этом мы видим внутренние переживания героя - он испытывает нежные чувства к Помпее и в конце концов решает непременно увидеть её даже в столь ответственный день, когда любое промедление может стоить свободы. Он спускается в подземелье, но… вместо того, чтобы повернуть в сторону хранилища - главной цели авантюристов, поворачивает в узкий коридор, спускается в подвал. Его сообщники всё это видят по своим каналам связи и датчикам.
Вся команда в отчаянии. Кажется, Клодий их всех подвел. Дал волю чувствам и всё испортил. Весь казавшийся безупречным план рушился буквально на глазах. А ведь все было отрепетировано по секундам: все роли, действия каждого участника. Единственная ошибка одного из команды, и - все оказываются в ловушке. И теперь по вине Клодия - главного в этой операции, все окажутся в руках полиции. Зритель видит, что Клодий спустился в хранилище, в подземные склады, связывается по телефону с Помпеей. Но! Все сигналы отображаются на панели у службы охраны! Как Клодий не предугадал этого?! Как мог так неосмотрительно поступить? Остальные участники с ужасом понимают, что теперь за Клодием гонится служба отеля. Сотрудники отеля, кстати говоря, уже осознали, что в здании происходит что-то неладное. И теперь они уже поняли, что служит этому причиной - бегущий впереди них человек, на которого, к тому же, срабатывают все датчики
Экран отображает ту самую сцену, что была в начале фильма. Мы видим именно то, что уже видели, но теперь понимаем, что бегущий человек - это Клодий, что он пытается спастись от охраны. Кажется, что это и есть конец столь хитроумного плана, которому, увы, не судьба воплотиться в жизнь.
7.Кульминация фильма. Именно в этом эпизоде становится известно, что…
Да, пока Клодий бежал от охраны по подземным ходам, Помпея проникла в хранилище, ввела нужный код и сделала всё, как того и требовалось! Она была соучастницей ограбления, но никто кроме Клодия об этом не знал, команда была уверена, что Клодий поддался чувствам и бросил их всех на произвол судьбы, в руки полиции. Так и зрителей до последнего момента не должно покидать ощущение, что Клодий абсолютно всех подставил, что он побежал на встречу к Помпее, которая абсолютно ничего не подозревала о готовящемся ограблении.
И вот сыграв последние аккорды в ограблении, Помпея вернулась в главный зал, оставшись незамеченной, так как все сотрудники охраны были увлечены погоней за «главарем». Остальные члены банды, увидев сигнал отключения кода в хранилище, спустились, и очень красиво завершили начатое - погрузили ящики с деньгами, драгоценности и бриллианты в машину и уехали. Охранники же, ничего не подозревая, по-прежнему гнались за Клодием. Он завернул за угол, преследователи - следом. Но что же они увидели там? Испуганную Помпею, а рядом с ней Клодия.
Вот так из двух зол Клодий предпочел быть уличенным в обольщении замужней дамы, нежели быть замешанным в столь громком преступлении.
8.Тут же оба дела получили широкую огласку: беспрецедентное дерзкое ограбление богатейшей семьи Рима и не менее громкое дело о личной жизни Цезаря, Помпеи и некоего Клодия. Слухи о скандале, затрагивавшем честь популярного политика, разлетелись по всему Риму. Дело, однако, не ограничилось слухами. Цезарь тут же, не выдержав общественного давления и порицания, без промедления выказал своё желание развестись с молодой женой. Ведь это и правда стыд и срам, и не только в высших кругах, - быть обманутым мужем.
Для Цезаря скандал был очень некстати, ибо как раз в этот период он добивался назначения на высокую должность. Зато его противники и недоброжелатели радостно потирали руки. Разве можно доверить государственную должность человеку, который не может уследить за порядком в собственном доме! Измена жены, ограбление.
«Жена Цезаря должна быть выше подозрений», - сказал политик в ходе дела о разводе и этой фразой сразу пресек все помыслы недоброжелателей.
Но он и не предполагал, что Помпея и правда оказалась выше всяческих подозрений, но только уже в деле ограбления. Даже тень сомнения по поводу её непричастности к краже не проскользнула в умах ни полицейских, ни самого Цезаря. Нет никаких следов, абсолютно никаких улик, записей с камер, и Цезарю остается только кусать локти и безуспешно размышлять над тем, кто совершил это поистине «преступление века». Хотя он подозревал, что за всем этим может стоять Клодий. Однако именно из-за недостатка доказательств все предположения становились бессмысленными.
Да, такое случается в мире, где преступники зачастую становятся умнее и находчивее полиции.
Грабителей так и не нашли, дело замяли не без помощи Цезаря, которому вовсе мне хотелось предстать обведенным вокруг пальца какими-то проходимцами.
9.
Почему же Помпея решилась на такой необдуманный шаг: не просто подставила под угрозу свой казавшийся благополучным брак, но и позволила себе принять участие в преступлении? Возможно, ответом может стать её женская непостоянная натура, которая показывается в фильме.
Так как деньги не были главной целью преступления, Клодий и его «друзья», разумеется, взяли себе незначительную часть, а остальное с насмешливой надписью отправили обратно Цезарю. Мол, посмотри, нечего было хвастать системой охраны, твои полицейские ни на что не годны.
Клодий и его сообщники сполна удовлетворили свой азарт и жажду игры.
Последний кадр фильма - стремительно удаляющаяся по дороге к горизонту машина, за рулем которой сидит улыбающийся Клодий. Рядом - Помпея.
Источники:
1. Плутарх "Сравнительные жизнеописания" (М., 1994), жизнеописание Цезаря (пер. Г. А. Стратановского и К. П. Лампсакова);
2. Свободная интернет-энциклопедия Википедия (
http://ru.wikipedia.org) - статьи про Публия Клодия Пульхра и Цезаря;
Вдохновили:
1. Американская криминальная комедия режиссера Стивена Содерберга "Одиннадцать друзей Оушена"/ "Ocean's Eleven" (2001 г.);
2. Британский телесериал "Шерлок"/"Sherlock" Марка Гетисса и Стивена Моффата (2010-2014 гг.).