Путешествия с чаем пуэр шу

Sep 17, 2022 21:23


Это фото я выставил в ФБ, будучи в Берлине, и пообещал рассказать историю того пуэра шу, который я допиваю на фото. Штош, рассказываю. Устраивайтесь поудобнее и заварите чайку - история будет долгой.





В 2011 году мы устроили себе семейный отдых в Чехии, в городке Усте-над-Лабем. Город не очень туристический, но нам этого и хотелось - пожить обычной чешской жизнью, тем более что там были наши новые интернет-знакомые - Юля и Дима, которые и стали нашими гидами по городу и окрестностям. Среди прочих жизненных удовольствий (рестораны На Рыхте и  Голодный Волк, пиво, кнедлики...) мне попался небольшой чайный магазинчик прямо рядом с нашим домом, и там я купил грамм 50 (а может и все сто, уже не помню) пуэра шу в миниточах. Пуэр сам по себе не какой-то выдающийся - обыкновенный, хорошего качества,  но для меня он сразу же прочно связался с местом покупки и первой своей заварки.



Пуэр шу - чай необычный, и если вы не идете по чайному пути (Дао Ча) и пьете индийские чаи из пакетика - тогда вам будет интересно то, что я сейчас расскажу.

Чай пуэр (как и любой другой, вообще говоря) делают из листьев одного и того же растения - Китайской камелии. Знакомые лучше с чаями индийскими, мы уже знаем, что чай - это куст. Так оно и есть, но если куст не обрезать - он вырастает в огромное дерево, и может жить сотни лет.  В китайской провинции Юннань с частью чайных кустов именно так и поступают - и собирают достаточно грубое, но ценное из-за старости деревьев сырье, из которого при минимальной ферментации по технологии, аналогичной изготовлению зеленого чая, делают чай пуэр шен (Пуэр - это название города, одного из центров чайного производства в Юннань). Пуэр шен может быть и рассыпной, в виде заварки, но чаще его прессуют в блины по 100, 200 и 357 г. Почему 357 - это вес в граммах древней китайской меры веса - юаня. Один юань - один чайный блин. Такой чай можно употреблять молодым, свежим, но особенно хорошо сохранить его несколько лет - при постоянной температуре и низкой влажности, не давая испортиться, то есть заплесневеть или напитаться лишними запахами - и тогда, в результате медленно протекающей внутри блина ферментации, шен стареет и приобретает другой, более тонкий и богатый вкус и аромат. При правильном хранении такой чай можно держать в своей коллекции очень долго - и с каждым годом он будет меняться, взрослеть. Так люди и употребляли юннаьские шены в течение многих веков чайной истории, пока совсем недавно, в семидесятых годах ХХ в. на одной из фабрик не придумали способ ускоренной ферментации шенов. На самом деле, новое оказалось хорошо забытым старым - китайские мастера просто применили принцип компостации к чайному сырью. Пуэры шу готовят именно так, как мы делаем компост на заводах: несколько тонн сырья укладывают в кучи, поливают водой, хорошо перемешивают (и, подозреваю, добавляют штаммы специальных бактерий - но это уже секреты каждой фабрики, а в принципе брожение пойдет и так) - и держат в таком виде, увлажняя и перемешивая, несколько недель. Так пуэр шен превращается в пуэр шу, который затем сушат и тоже, чаще всего, прессуют. Одна из форм прессовки - точа (гнездо). На фото вверху - миниточа, а бывают точи и по 100 г.



Вот именно такой пуэр шу в миниточах я и купид в 2011 году в Усте-над-Лабем, и сразу же заварил его. Чайника у меня не было, заварил я его прямо в стаканчике. Жили мы в двухкомнатной квартире на первом этаже, за окном был китайский ресторанчик (его видно на фото).

Часть этого чая я выпил по приезде, буднично, а потом положил его в свою коллекцию и стал пить по особым случаям, обычно в путешевствиях за границу. Снова отмечу: дело здесь ни в каких-то особенностях данного пуэра, а в удивительной способности чая связывать нас с прошлым, или же с какими-то другими, недоступными нам, мирами. К сожалению, я запомнил не все сессии с эти пуэром, но вот некотрые из них. Год 2016,  Франция.



Деревенька Ле Же (Les Gets) в горах Верхней Савойи, в относительной близости к Монблану (его громада нависала над окрестными хребтами - нужно было только подняться из долины на гору Мон Шери). Напротив нашего дома был лес на склоне - в него я и пошел заварить пуэр из Усте-над Лабем. В этот раз хотя и на природе, но пуэр заваривался в чайнике.





Как сейчас помню, с этой сессии меня прогнал начавшийся дождь, но чай я все же попил :).

Год 2017 - Швейцария, Давос, вершина Weissfluhjoch комплекса Parsenn, 2663 метра. Совершенно потрясающие места, где уже почти нет растительности и на голых камнях в июле месяце кое-где лежит снег, а если похолодает - может разыграться самая настоящая метель. Где кроме туристов и военных, наблюдающих с радара за границей с Австрией, нет никого. Где самый громкий звук - это звук ветра, разбивающегося об острые серые скалы. И вот там, посреди мощи природы, заварить в фарфоровой чашечке точу пуэра и попить ее - просто чудесно.



Но увы, запасы любого чая когда-нибудь заканчиваются, и вот от чешского пуэра осталась лишь половинка точи - которой, кстати, вполне хватало одному на несколько добрых проливок чая. После вызванного короной почти трехлетнего перерыва в путешествиях, в этом году мы наконец-то выбрались в Берлин. И вот там, на вилле Hufeland, на веранде с колоннами, в заросшем кустами саду, я и допил пуэр, с которым было связано столько воспоминаний.





Вы спросите - а что это за палочка лежит рядом с чайным поросенком Сявой II-м? О, это отдельная история, и об этом  - в следующий раз.

Previous post Next post
Up