Вечор (то бишь вчера вечером, 24 августа 2009 г.) я опять навестил легенду советской цензуры - начальника 3-го управления Главлита СССР Владимира Яковлевича Симанькова. История нашего знакомства - парадокс глобализации. Весной 2007-го мой приятель-немец, с которым мы общаемся исключительно по-английски (он не знает русского, а я - немецкого) попросил принять в Москве своего приятеля-финна.
Дескать, финн давно живет в Германии, он политолог и специализируется на поздней советской цензуре. Так ко мне в гости попал Пекка Ройско, о чем я рассказал в
статье «История одной диссертации».
![](http://pics.livejournal.com/chernitsky_alex/pic/00003x8e/s320x240)
Как выяснилось, то было лишь начало. Пекка оказался настоящим ученым - настырным, непреклонным, никогда не забывающим сути своего научного интереса. Он вновь посетил московские архивы осенью 2008-го, потом зимой 2009-го. Вновь брал интервью у экс-цензоров и экс-чекистов. Тогда-то он и упросил меня съездить вместе к Симанькову - тот хотел со мной познакомиться. Летом 2009 г. Пекка по две недели провел в Минске и в Киеве, где также встречался с бывшими сотрудниками Главлита (в том числе и с подчиненными Симанькова) и рылся в архивах. На мой день рождения Пекка прислал майку с логотипом... Коммунистической партии Финляндии, членом которой состоит.
В 1989 г. я пытался издать сборник своей прозы, но его требовалось предварительно «залитовать»: в издательстве-типографии мне предложили самостоятельно получить разрешение цензора. Это был полный бред, фактически означавший полный от ворот поворот (см. статью по ссылке выше). Но интересно, как сложилась бы судьба той книжки, если бы я официально обратился тогда к Симанькову? Он помог бы издаться? Или, будучи очень большим начальником, просто проигнорировал бы просьбу очередного писаки? Мне кажется, на этот вопрос сейчас не ответит и сам Владимир Яковлевич.
![](http://pics.livejournal.com/chernitsky_alex/pic/0000572x/s320x240)
Фото: вверху мы с Пеккой, внизу - с великим цензором.