В 1970-х моя сестра Маша окончила в Смоленске музшколу по классу фортепиано, а в 1980-х самостоятельно освоила еще и гитару. И что же?
Пианино с немалым трудом перекочевало вслед за Машей за границу и сейчас исполняет не музыку, а роль подставки под безделушками. Гитара не играет даже столь скромной роли - просто занимает место, благо в квартире его хватает. Думаю, подобных примеров вы и сами немало приведете, читатель.
Этих орлов на выходе из ГУМа я сфоткал «Сменой» примерно в 1977-м. Для них музыка - дело денежное, полезное: будут лабать на контрабасах во время чёса джаз-банда по всей стране
Итак, еще в доцифровую эру обучение детей музыке стало бессмысленным, а следовательно - вредным. Ибо прорва времение, отданного музыке, могла быть потрачена несравненно продуктивнее. Например, на спорт. А еще на изучение истории и географии, которые в школах преподаются, как и все прочие предметы, поверхностно, в расчете на троечников (де-факто это двоечники, которым учителя ставят тройки, чтобы не разбазаривать бюджетных средств, оставляя на второй год).
Но почему в предшествующие эпохи сельский баянист или городской пианист «звездили» в любой компании? Да потому, что именно в 1970-х и 1980-х по всему СССР стремительно распространялись магнитофоны и электрофоны. Из де-фи-цит-ной музыка становилась об-ще-до-ступ-ной. И владевшие инструментами «звезды» тускнели на глазах. В самом-то деле: зачем слушать шлягер в исполнении любителя, если можно врубить профессиональную запись?
Нынче каждый и вовсе носит в кармане целую фонотеку (в смартфоне, плеере, КПК), а посему умение играть на пианино или скрипке обесценилось практически до нуля. Правда, есть существенная оговорка: если ребенок испытывает неодолимое влечение к музицированию, нужно помочь эту страсть утолить - авось вырастет великий композитор или исполнитель.
Так отчего, спрашивается, в XXI веке детей в массовом порядке терзают обучением музыке? Ларчик отворяется при помощи психологии, ибо здесь мы имеем дело с застарелым социальным комплексом. До революции 1917 года музыкальное образование было прерогативой в основном верхних слоев общества. Ох как хотелось рабочим и крестьянам видеть свою детвору за роялями! Когда голытьба захватила власть, страну быстро усеяли музшколы и музучилища: «барское искусство» стало всеобщим.
В информационном обществе комплекс музыкального неуча стал анахронизмом. Избавляйтесь от него, дамы и господа, вместе с прочими анахронизмами, о которых года полтора назад я слегка поведал в статье «
Выдавливание дикаря (по капле)».