Sep 25, 2008 11:02
Одной из главных ошибок Германии в Первой и Вторых мировых войнах, на мой взгляд, была демонстрация своего стремления заключить мир с противником.
В декабре 1916 года, после целого ряда успехов, германское правительство выступило с нотой, содержавшей, по сути, призыв к началу мирных переговоров. Тем самым немцы, войска которых повсеместно стояли далеко за пределами Германии, явно продемонстрировали свою слабость. Они показали, что нуждаются в быстром мире, несмотря на все одержанные военные победы.
Страны Антанты, в первую очередь, Британия увидели, что Германия слаба, что немцы не уверены в себе и уже психологически готовы идти на уступки. Это понимание немало содействовало непримиримой позиции Антанты и помогло Англии и Франции выстоять в 1917 - начале 1918 годов на фоне выхода России из войны и последних решительных ударов немецкой армии на Западном фронте.
Схожая история повторилась и во Вторую Мировую войну. После победы над Францией Гитлер всячески демонстрировал Британии свое миролюбие и стремление к полюбовному разделу сфер влияния. Гитлер позволил английским войскам эвакуироваться из Дюнкерка, Гитлер фактически сделал Британии мирное предложение в своей речи в рейхстаге 19 июля 1940 года, Гитлер отклонял явные намеки вишистского правительства Франции о союзе против Британии, Гитлер не интенсифицировал военные операции в Средиземном море.
Гитлер рассчитывал, что его умеренность и демонстрируемое стремление к миру помогут одержать верх той части британской элиты, которая стремилась к миру и союзу с Германией. Но своим поведением Гитлер, скорее, усиливал позиции Черчилля и непримиримых сторонников войны с Германией.
Гитлер показывал британской элите, что риски для нее не очень велики: при любом повороте событий есть гарантированный шанс на почетный мир с Германией и сохранение империи. Именно это-то и позволяло многим поддерживать линию Черчилля: понимали, что всегда есть запасной вариант мира с Германией на приемлемых условиях - почему бы в таких условиях не дать на время кредит доверия Черчиллю, если риски не столь уж велики.
На мой вгляд, эффективным средством принудить Британию к миру в 1940 г. и способствовать переходу власти в руки прогермански настроенной части элиты была решительно наступательная политика, с демонстрацией непримиримой готовности бороться до победы. Элементами такой политики могли бы стать энергичное наступление в Африке, показной союз с вишистской Францией против Британии и перенос борьбы во французские колонии и пр.
В таких условиях, видя, что риски продолжения войны с Германией возрастают, что "завтра может быть слишком поздно", британская элита в большинстве своем могла бы отвернуться от Черчилля и передать власть сторонникам мира с Германией.