Oct 07, 2008 21:33
США теряют Ближний Восток
Их место займет Франция
Глава МИД Франции Бернар Кушнер на днях посетил Ближний Восток, где сделал ряд сенсационных заявлений. В том числе французский министр объявил, что его страна через неправительственные организации начала полуофициальные переговоры с движением ХАМАС. Это первое открытое заявление о каких-либо контактах европейских структур с властями в Секторе Газы, которых представители ЕС традиционно клеймили как террористов. Расширяющееся поле деятельности французской дипломатии на Ближнем Востоке - от организации сирийско-израильских переговоров до урегулирования по палестинскому вопросу - бросает вызов монопольному влиянию в регионе США. Однако в отличие от Вашингтона, который успел растерять доверие многих ближневосточных элит и народов к своей миротворческой миссии в регионе, Париж ведет здесь более прагматичную и тонкую игру. Для России это тревожный звонок, ведь до недавнего времени недовольные политикой Вашингтона силы на Ближнем Востоке старались опереться именно на Москву. Теперь ее место может занять Франция.
Дипломатию Парижа на Ближнем Востоке пока трудно назвать успешной и результативной. Сирия и Иран продолжают испытывать недоверие к стремлениям Франции сыграть посредническую роль в комплексном региональном урегулировании, а палестинские и израильские власти пока замерли в ожидании того, что нового им сможет предложить Париж по сравнению с американскими и арабскими мирными инициативами, которые пока что не принесли никаких позитивных результатов.
Однако целеустремленные французы уже начинают обыгрывать американцев на ближневосточной арене сразу по нескольким параметрам. Как заявил в минувшие выходные Бернар Кушнер, Франция через неправительственные организации начала полуофициальные переговоры с движением ХАМАС. Несмотря на то что, по словам Кушнера, Париж не может иметь официальных отношений с «террористическими организациями», публичное признание факта текущих переговоров - огромный плюс в копилку французской дипломатии. Ведь до недавнего времени единственной европейской державой, пользующейся авторитетом у «хамасовцев», была Россия. Движение ХАМАС является непосредственной стороной ближневосточного конфликта, и потому какие-либо мирные переговоры без него будут пробуксовывать. В этом смысле Франция имеет хорошие шансы на то, чтобы составить конкуренцию американским инициативам урегулирования в регионе.
Кризис в американской экономике также играет на руку французам на Ближнем Востоке. В то время пока США вместе с остальным миром решают, как спасти мировую финансовую и экономическую систему от краха, глава МИД Франции на Западном берегу реки Иордан выступает с заявлением по поводу того, что текущие проблемы на мировой арене не должны отвлекать внимание крупных держав от ближневосточного урегулирования. «Из-за политических изменений в США, Израиле и постоянных разногласий с Ираном относительно его ядерной программы все могут забыть о необходимости дальнейшего налаживания мирного процесса на Ближнем Востоке», - заботливо сказал Кушнер. Такое внимание со стороны Парижа к проблемам в регионе на фоне всеобщего безразличия к ним со стороны других государств, безусловно, добавит еще несколько весомых очков в копилку дипломатии Франции.
В отличие от США, интерес которых к Ближнему Востоку обусловлен прежде всего их стремлением установить экономическое и военное господство во всем мире, французское руководство напрямую заинтересовано в том, чтобы в регионе наступили тишина и спокойствие. Как отметил в беседе с РБК daily научный сотрудник сектора проблем социального развития Европы Института Европы РАН и специалист по Франции Сергей Федоров, это связано прежде всего с реализацией проекта Средиземноморского союза, которые стартовал несколько месяцев назад. Как известно, в этот союз входят все страны, граничащие со средиземноморским бассейном, в том числе такие непримиримые, казалось бы, противники, как Израиль, с одной стороны, и Сирия, Ливан и Палестинская Автономия - с другой. Наличие конфликтов на территории Средиземноморского союза значительно усложняет его функционирование и в конечном итоге грозит его срывом, который станет очень мощным политическим ударом по нынешнему французскому руководству.
«Мир на Ближнем Востоке поможет Франции решить проблему излишней иммиграции из стран региона. Кроме того, в рамках Средиземноморского союза комплексное урегулирование в регионе будет означать совершенствование инфраструктуры, создание зон свободной торговли - иными словами, безопасность целого ряда экономических проектов», - отметил г-н Федоров.
Париж имеет хорошие шансы добиться прорыва в ближневосточном урегулировании и таким образом потеснить влияние США в регионе. Однако для Москвы триумфальный выход Франции на арену Ближнего Востока будет тревожным сигналом. Ведь до недавнего времени Россия играла в регионе роль «альтернативной» деструктивной американской политике силы. А теперь на ее место претендует Франция. В условиях появления более прагматичных, нежели американцы, игроков России будет гораздо труднее утвердить свое влияние на Ближнем Востоке.
ИРИНА ЦАРЕГОРОДЦЕВА
07.10.2008
Ближний Восток,
Франция,
США