С праздником! С Днем Победы!

May 09, 2011 11:10

Обещанные вчера зарисовки о войне, такой поворот калейдоскопа из воспоминаний и услышанных историй.

* * *
У моих бабушки с дедушкой была старинная подруга, их землячка из Безымянки. Невысокая, очень грузная, говорящая на смешном кубанском суржике, эта всегда улыбчивая женщина казалась мне обыкновенной. Однажды, мне было лет 6, праздновали День Победы у них дома и бабушка Таня пришла в пиджаке, вся левая сторона которого была буквально забита орденами и медалями. Я тогда не очень понимала что есть что и почему так много, но из беседы стариков поняла, что «обыкновенная женщина» была снайпером, прошла всю войну с первого до последнего дня, получив несколько контузий, и известие о капитуляции Германии застало ее в Берлине.

* * *
Бабушка часто подшучивала над дедушкой, который, особенно после выхода в свет брежневской книги «Малая земля», любил прочувствованно рассказывать нам с братом, как они «с Леонидом Ильичом ели кашу из одного котелка».

Возможно, это было с его стороны некоторым преувеличением, возможно - нет, не принципиально. Но то, что он был знаком с легендарным матросом Кайдой, подтверждаю. Лично наблюдала это чудо земли русской, когда приезжала с дедушкой в Новороссийск на празднования Дня Победы, видела их объятия и слезы в глазах уже сильно немолодых людей, которые вместе прошли тот ад.
- Володя?! Живой!
- Володя! И ты жив, курилка!

* * *
Про Новороссийск поразила история, рассказанная моим другом, о подруге его родителей. Тетя Валя, когда война началась, была совсем девчонкой, 18-19 лет, и, как всем девчонкам, ей хотелось отнюдь не войны. Часть, в которой она служила, стояла где-то в районе Баканки. Если кто помнит, обстановка на южной части советско-германского фронта в начале 1943 года была напряженной и разработанный по приказу Ставки план состоял из двух частей: «Горы» и «Море». Первая часть предусматривала наступление в районе Горячего Ключа, выход к Краснодару, его освобождение и дальнейшее наступление, чтобы отрезать пути немецкой группировки, движущейся на Ростов, часть «Море» - наступление Черноморской группы по суше, с одновременной высадкой морского и воздушного десанта с последующим совместным наступлением на Новороссийск. Но в момент, о котором я пишу, было затишье перед бурей, все ждали приказа. Девчонкам ждать было скучно и они убежали в станицу на танцы. Не самый умный ход, учитывая обстановку, но рассуждать хорошо со стороны. Итог - штрафбат, женский, точнее - девчоночий. Они попали в передовой отряд отвлекающего десанта, высадившись в районе Станички. Из 20 девушек в живых осталась одна тетя Валя.

* * *
Навсегда запомнилась соседка моей подруги, сухонькая, аккуратная, белоснежно-седая женщина с вечной «Беломориной» во рту, которая, слушая других соседок, озабоченных вопросом «Как похудеть», выдавала неизменную фразу: «А в нашем бараке толстых не было)». Она выжила в концлагере.

* * *
Сашина бабушка по матери была командиром зенитной батареи, дедушка - связистом у нее в подчинении. Он пошел на фронт в 17 лет, приписав себе, как и мой дедушка, один год. Дошли они вместе до Будапешта, там и встретили победу. По возвращении, бабушка была директором школы в маленьком поселке в Ростовской области, дедушка был ее учеником. Я, когда впервые услышала эту историю, вспомнила шуточную песенку, которую любил напевать папа:

Я до войны спокойно жил с женой.
Мы оба с ней работали прилежно.
Она была всегда мила со мной,
И я к ней относился очень нежно.

Но над страною грянула война.
На Родину раскрыли звери пасти.
Простым стрелком ушла на фронт жена,
А я попал в технические части.

Четыре долгих года в холод, в зной
На разных направленьях мы сражались,
Четыре долгих года мы с женой
Ни разу на войне не повстречались.

Пришла победа. Кончилась война.
Была разбита псов немецких свора.
И дома меня встретила жена,
Моя жена с погонами майора.

При ней я не могу ни встать, ни сесть,
Я дисциплину строго соблюдаю:
Вставая утром, отдаю ей честь
И говорю ей: - Здравия желаю!

При ней я не курю, не пью вино,
Боюсь не принести домой получку,
Боюсь я без жены сходить в кино -
Напишет самовольную отлучку.

С такой женой мне просто трудно жить.
И чтобы мне чинами с ней сравниться,
Решил я добросовестно служить
И до майора тоже дослужиться.

И все же в глубине души боюсь,
Что у жены останусь под началом:
Пока я до майора дослужусь,
Жена моя уж станет генералом.

* * *
Сашин дедушка по отцу, тот которого мы с ним досматривали, занимался эвакуацией станкостроительного завода им. Седина, а когда все оборудование было вывезено с территории и люди выведены, то взорвал его. Такое было у него задание от партии и правительства, чтобы немцам не досталось. Это было перед самой оккупацией Краснодара. Когда они добирались на Урал он и познакомился с Сашиной бабушкой, дал ей свою телогрейку. После этого, в 43-м, родилась Сашина тетя)

* * *
Отец моего друга во время Великой Отечественной был летчиком. Ростовчане, наверное, знают часть, которая и сейчас стоит в Таганроге, во время войны она была «запасным аэродромом», на ней находились, ожидая своего часа, те силы авиации, которые участвовали в завершении Сталинградской битвы. А до этого у отца моего друга было «небо над Мурманском», после Сталинграда до последнего дня войны - небо над Европой. Я не помню в каком звании он закончил войну, но знаю, что в отставку выходил генерал-майором.

Можно еще много всего понаписать, но остановлюсь. И закончу пост финальной сценой одного из своих самых любимых фильмов по любимой же книге Каверина «Два капитана». Некоторым покажется, что это не в тему, но это в тему. Вслушайтесь в слова и вы поймете о чем я.

image Click to view



удивительные люди, моя история, войны

Previous post Next post
Up