Продолжаю публиковать свою курсовую работу. Начало можно прочитать
здесь. Глава 1. Государственная политика идентичности.
1.2. Проблема идентичности после распада СССР
Многие авторы указывают на то, что после распада СССР или в его связи в нашем обществе произошел глубочайший кризис идентичности. Как пишет А.Г. Асмолов: «Кризис идентичности после распада СССР, погружение советской Атлантиды на дно исторического океана привели к тому, что массовое сознание людей разных национальностей, конфессий и регионов, как свидетельствуют различные социологические исследования национального самосознания и идентичности, стало своего рода «бездомным сознанием»[1]
В схожем ключе высказывается и И.Н. Тимофеев в своей статье «Российская политическая идентичность сквозь призму интерпретации истории». Он определяет политическую идентичность нашей страны, как транзитную. Далее он говорит, что «В ситуации транзита заложено, прежде всего, состояние кризиса советской политической идентичности, а также - необходимость выбора качественно новой, альтернативной концепции общества и государства, базовых принципов и ценностей, на основе которых должна строится новая полития»[2].
То есть и А.Г. Асмолов и И.Н. Тимофеев говорят о развернувшемся в постсоветское время кризисе идентичности, говорят о социуме, который не определился со своей идентичностью. Насколько эта ситуация опасна и почему это произошло? Думаю, ответ на этот вопрос мы найдем в следующем высказывании А.Г. Асмолова.
А.Г. Асмолов выделяет важность идеологии для формирования идентичности, он пишет: «идеология в социально-психологическом смысле слова может быть охарактеризована как фабрика мотивации больших и малых социальных групп. Политическая элита в любом государстве для решения идеологических задач оперирует по меньшей мере четырьмя козырными картами: СМИ, образование, религия и культура. Тот, кто держит руку на пульсе этих ключевых институтов социализации, порождающих массовое сознание, тот и заказывает политическую музыку на государственной сцене»[3].
То есть, если общество находиться в состоянии кризиса идентичности (а оно в нем находится), то это скорее всего значит, что государство устранилось от осуществления политики идентичности, устранилось от использования тех «козырей», о которых говорит А.Г. Асмолова. Насколько же опасно это состояние?
Продолжение здесь. [1] Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. - М. : 2008. №1. С. 73
[2] Тимофеев И.Н. Российская политическая идентичность сквозь призму интерпретации истории // Вестник МГИМО Университета. - 2010. - №3. - С.52.
[3] Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. - М. : 2008. №1. С. 73