В запрещенном в РФ СМИ интересное интервью с израильским историком Бени Морисом. Который, с одной стороны, признает, что Израиль совершал "пытки, военные преступления и сексуализированное насилие" в отношении арабов, с другой - считает, что палестинцы сами виноваты во многих своих бедах (не говоря о том, что совершали не меньше преступлений и
(
Read more... )
Не может быть такого суда, который не пояснит, как человек должен был поступить (то есть в чём состояло преступление).
Возможно ли, что от человека ждут, что он должен поступить преступно? Да, если он находится в преступном сообществе (например, в банде или в криминальном государстве), тогда его сообщники, наоборот, осудят его, если он с точки зрения нормальных людей поступит правильно.
Но и с точки зрения нормальных людей, и с точки зрения преступных сообществ человек виноват, когда поступает не так, как должно - хотя должное понимается у нормальных людей и у криминального контингента по-разному. Поэтому невозможна такая ситуация, когда человека осудят в любом случае, как бы он не поступил. Вернее, возможна, но в одном случае его осудят нормальные люди, а в другом - суд криминального мира.
Теоретически, конечно, можно представить себе человека, который опередил своё время, так что современники его осудят, а люди будущего - оправдают. В любом случае человек всегда выбирает, какой суд для него высший, а такого суда, который осудит человека, какой бы выбор он ни сделал, не бывает.
Reply
Reply
Вообще ощущение, что Вы начитались гнилых, лживых блудословов вроде Хайдеггера и попали под обаяние подобного рода "философствования". Sorry, если звучит резко, пишу, что думаю.
Reply
Я оставляю за собой право думать своей головой. Вот и все. Если вас это раздражает, вероятно, проблема в вашей вере, а не моей.
Да, и я совсем не понял, о каких нестыковках в моих "гнилых построениях" вы говорите.
Reply
Чтобы совершить преступление, необходимо, чтобы (какой-нибудь) суд человека за данное деяние осудил.
Осуждение же (любое) должно строиться так: правильно было делать А, а имярек в той ситуации сделал Б.
Отсюда видна невозможность ситуации, когда один и тот же суд осудит человека за любой выбор, какой бы он не сделал.
Не думаю, что это построение нужно приписывать исключительно моему католичеству, по-моему, оно общечеловеческое.
Другое дело, что весьма легко представить ситуацию: если я делаю А, меня осудят одни, а если Б - другие.
Спорить с этим, по-мому, значит спорить с законами логики и здравого смысла, какая бы ни была при этом вера.
Что касается веры, то она добавляет вещи, которые уже трудно вывести из общечеловеческих законов мышления, например, мне кажется, что трудных выборов, как правило, не бывает, потому что поступать по совести обычно легко. Конечно, я сам тут же могу сконструировать контрпример, когда поступить по совести - значит подставить не только свою безопасность, но и безопасность своих близких. Такое есть, да. Но даже в таком случае не очевидно, что выбор будет "трудным"; скорее, одним он будет по силам, а другим - нет.
Reply
Что касается "трудным" и "по силам или нет" - на мой взгляд это об одном и том же. Только вы скорее всего под "трудным" понимаете необходимость осуществления необходимых "трудных" действий после простого выбора (который в вашем случае совпадет с системой религиозных ценностей), в моем же случае трудным будет найти правильное решение и осуществить сам выбор, опираясь на всестороннее исследование ситуации и моей реакции на то, что откроется, но если я найду его и пойму, что именно это решение правильное, то действовать уже будет "не трудно".
Reply
Что до палестинских детей, то любая смерть невинного - трагедия. Их гибель - вина (или, если угодно, преступление) всех стран, которые не захотели приютить их на время войны. Израильтяне виноваты в гибели невинных в той мере, в которой они нарушают общепринятые законы (правила) ведения войны. Те, кто нарушают, должны, безусловно, нести за это персональную ответственность. Израиль, насколько я понимаю, никак не препятствовал возможности эвакуации детей из Газы, поэтому его тут не в чем упрекать.
Выбор, с моей точки зрения, должен делаться по совести, таким образом, если у хорошего католика он совпадает с его системой религиозных ценностей, то это просто лишнее свидетельство того, что католицизм - правильная вера, поскольку не понуждает человека идти вразрез с собственной совестью. Вообще же совесть есть у всех, а не только у людей религиозных. так что я не понял, почему Вы упорно вмешиваете в дело религию.
### если мы начинаем определять, что есть добро, а что зло, нам волей-неволей приходится исходить из какой-то системы ценностей ###
Так я же спорил не с Вашим пониманием добра и зла, а с тем, что у человека может быть выбор между двумя преступлениями. Как я написал выше, возможность совершить преступление не может существовать без пары в виде возможности поступить, как должно. Это никак не связано с разным пониманием добра и зла или преступлений в разных идеологиях. Систем координат может быть много, но в любой из них возможность преступления существует всегда одновременно с возможностью поступить правильно. Просто по общепринятым у людей законам нельзя говорить человеку "ты поступил плохо, преступно" и не отвечать ему на вопрос "а как надо было?"
Reply
Reply
Reply
Не следует приписывать собеседнику утверждений, которых он и не думал высказывать.
Преступником человека вообще может признать только суд. После этого его если и убивают (там, где есть смертная казнь за особо тяжкие преступления), то это трудно считать нормальным.
На войне убивают нападающих - это, разумеется, нормально. А вот пленных убивать или мучить - тяжёлое преступление.
Я не верю, что израильтяне умышленно убивают детей в Газе. Если допускают их гибель при ликвидации террористов - это, конечно, печально, тут всё зависит от того, можно ли было избежать ненужных жертв. Вообще войн без гибели невинных не бывает, отсюда не следует, что не бывает справедливых войн.
Вообще по общепризнанным принципам и нормам права, преступление - это то, что таковым объявлено в тексте закона. Это можно прочесть и в российском уголовном кодексе:
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/43b57d6c014e99070854acf76d1627ac9a184239/
### Я как раз и говорю о том, что можно поступить "как должно" - и совершить преступление. ###
Конечно, как я уже написал, можно поступить правильно в одной системе и оказаться неправым в другой.
Но утверждать, что можно одновременно [то есть в одной и той же системе] быть правым и неправым, виновным и невиновным - нелепо.
Кстати, уголовный кодекс РФ специально подчёркивает, что
1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.
2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/5a568cb228d8ee7b824942daf94e02a9346579c0/
Reply
Тогда уточните, пожалуйста. Это нормально или ненормально? Если под "нормой" понимать соответствие правовым нормам страны, где разрешается убийство тяжких преступников, тогда это "нормально". Почему вы пишете, что это "трудно считать нормальным"? Или под "нормой" вы тут что-то другое понимаете?
Reply
https://nomen-nescio.livejournal.com/4091953.html
Reply
Reply
Но в принципе набор санкций к преступнику весьма скудный:
- членовредительство;
- порка;
- смертная казнь;
- штраф;
- лишение свободы.
Первые две для цивилизованного общества больше не подходят, область применеия штрафа очень мала (у нас же не продают несостоятельных должников в рабство и вообще ничего с ними не делают), остаётся выбор: казнить или сажать. Если казнить, то значительна вероятность, что казнены будут невиновные. Есть другие варианты?
Reply
Отмечу лишь, что разногласия между вами и Кристи начинаются с определения того, что считать преступлением в "цивилизованном обществе".
Reply
Преступлением в цивилизованном обществе считается то, что считает преступлением цивилизованное общество, а кто выступает с альтернативными понятиями, тот, видимо, просто к этому обществу не принадлежит. Собственно, Ваш Кристи спорит не со мной (я на эти темы никогда не высказывался) а с Варламом Шаламовым, который как раз кое-что на эти темы написал ("Об одной ошибке художественной литературы" и другие статьи). Да вот хотя бы Джулиан Ассанж - скандинавская страна много лет пыталась его арестовать и судить за секс (по добровольному согласию) без презерватива - может, это и правильно, но можно ли такое представить в России, и сколько миллионов или десятков миллионов россиян сразу окажутся при применении этой нормы преступниками?
Reply
Leave a comment