Преступление и знание

Dec 21, 2023 13:13

В запрещенном в РФ СМИ интересное интервью с израильским историком Бени Морисом. Который, с одной стороны, признает, что Израиль совершал "пытки, военные преступления и сексуализированное насилие" в отношении арабов, с другой - считает, что палестинцы сами виноваты во многих своих бедах (не говоря о том, что совершали не меньше преступлений и зверств). Виноваты в первую очередь потому, что отказываются идти на диалог и не оставляют Израилю иного выбора. И что никакого безболезненного и даже болезненного решения проблемы в ближайшем будущем он не видит. И Израиль сейчас делает то, что единственно возможно и необходимо для самозащиты.

Второй раз болею ковидом и лениво смотрю фильмы. Посмотрел два дурацких и малохудожественных фильма "про политику": "Власть" про Дика Чейни и "1993" про события в России. Сам не понял, зачем я их посмотрел, но одну мысль оба фильма неплохо доносят: если политик совершает преступления, он всегда постарается убедить "народ", что его преступления - это способ предотвратить еще более ужасные преступления его врагов. И поскольку мы живем в мире, в котором нет возможности заглянуть в "альтернативную реальность", никакого способа проверить, врет ли он или нет, у нас нет. Так поступали и Чейни и Ельцин.

Но потом решил пересмотреть "Игру в имитацию" с прекрасными Бенедиктом Камбербэтчем и Кирой Найтли (странно, что фильм еще можно увидеть в России в условиях ширящейся "кампании борьбы с ЛГБТ-экстремизмом" - но я успел и даже дважды). И в этом фильме та же самая  проблема выбора между отказом от необходимого преступления и его оправданием поставлена гораздо более драматично. В тот момент, когда "Кристофер" Тьюринга впервые расшифровывает сообщение "Энигмы", герои фильма понимают, что в ближайшие дни будет потоплен британский корабль, погибнут тысячи людей. У них есть возможность спасти их, отправив в поддержку самолеты и боевые корабли, но тогда немцы поймут, что "Энигму" взломали и поменяют шифр. Более того, на этом корабле служит брат одного из членов команды Тьюринга. Он умоляет спасти брата, но Тьюринг говорит, что не может этого сделать. "Да кто ты такой, чтобы решать, кому жить, а кому умирать?! Кто дал тебе это право?" - в гневе кричит брат. На что Тьюринг отвечает: "Я могу это решать, потому что больше некому".

Если ты действительно знаешь, что, совершая преступление и обрекая на смерть людей, ты спасаешь гораздо большее количество жизней, совершишь ли ты это преступление? Ужасный выбор тех, кто действительно несет бремя знания. И рядом пляшут тени тех, кто делает вид, что знает и имитирует "знающих". Вот они более всего отвратительны своим лицемерием. Особенно, когда их лицемерие становится все более явным, а они продолжают втюхивать свой нарратив как заезженная пластинка. 

*****, кино

Previous post Next post
Up