Sep 08, 2023 09:49
Без сомнения самый мощный русский ум ХХ века (А. Н. Колмогоров) однажды поделился (не помню с кем) своим недоумением, почему великий немецкий писатель Томас Манн закончил писательскую карьеру "низменным" романом "Приключения авантюриста Феликса Круля". Роман, с точки зрения великого математика, был недостоин пера гениального писателя, которого - наряду с А. Франсом - Колмогоров считал одним из двух лучших писателей ХХ века.
У меня нет ответа на этот недоумевающий вопрос. Но есть подозрение, что, попытавшись ответить на него, мы многое поймем в судьбе ХХ века и многое узнаем о его упущенных возможностях (а также о тех, которые продолжаем упускать). М. Кундера предлагает рассматривать историю романа как непрерывную цепочку открытий. А об "открытии" романа Т. Манна "Волшебная гора" он пишет: "...этот замечательный "роман идей" в то же самое время (особенно для читателя конца ХХ века) подвергает страшному сомнению идеи как таковые, навсегда прощается с эпохой, верившей в эти идеи и их способность управлять миром".
Но куда устремить свой взор тому, кто уже не верит в идеи? Да куда угодно, хотя бы туда, в ту стихию, где рождался новоевропейский роман. И тут уже интересно не то, почему Т. Манн в конце жизни обратился к авантюрному роману, а то, что А. Н. Колмогоров, когда-то не последовавший совету своего учителя Лузина, умолявшего лучшего ученика не заниматься «дьявольской» теорией вероятности, а посвятить выдающийся ум более возвышенным разделам математики, не разглядел в решении Т. Манна зеркальное отражение своей собственной ситуации.
математика,
Т. Манн,
Колмогоров,
литература,
Кундера