"Кстати, крупнейшими европейскими политическими философами считаю двух женщин - Ханну Арендт и Лидию Гинзбург".
Главное - это разговор - Александр Пятигорский (alexanderpiatigorsky.com) Вот так вот! С Ханной Арендт все ясно, а вот второе имя...
Все же сомнительно, что тут не оговорка. Или все же? К стыду своему "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург я так и не дочитал. Но субъективно она мне кажется гораздо ближе к роли "политического философа". Могу ошибаться. Лидию же Гинзбург я читал в молодые годы. Как блестящего филолога. Какой бы то ни было "политической философии" у нее я не помню. Но по молодости лет мог попросту пропустить "политическую философию" мимо ушей.
Мораль сей басни такова. Надо бы дочитать "Крутой маршрут" Е. Гинзбург и перечитать "Записные книжки" Л. Гинзбург.
В той части "Крутого маршрута", который я прочитал, было интересное замечание одной из политкаторжанок, немецкой то ли коммунистки, то ли социал-демократки, что в гестапо применяли похожие методы пыток, что и в НКВД. И женщины в камере задавались вопросом, было ли это "независимым открытием" двух "служб" или немецкие палачи успели поделиться "опытом" с коллегами во время недолгого периода теплых отношений между СССР и гитлеровской Германией.
UPD. Речь все же совершенно точно о Лидии Гинзбург. Достаточно ознакомиться с этой статьей:
Лидия Гинзбург: Опыт «примирения с действительностью» - Журнальный зал (gorky.media) Оттуда:
"В рассуждении Гинзбург интереснее другое. Она вновь демонстрирует здесь последовательный антропологический пессимизм. Среди пяти упомянутых ею первичных инстинктов, реализующихся в “комплексе родины”, лишь любовь традиционно обладает позитивными коннотациями. Остальные четыре: “ненависть”, “властолюбие”, “стремление к превосходству”, “собственничество” - выглядят, скорее, зловеще".