Nov 22, 2013 13:48
"...реальность при условии единого общего мира гарантирована не некой общечеловеческой „природой", но возникает наоборот оттого, что невзирая на все различия позиций и вытекающую отсюда множественность аспектов очевидно все же, что все заняты одним и тем же делом. Если это тожество дела распадается и становится уже неощутимо, то никакая одинаковость „человеческой природы" и уж подавно никакой искусственный конформизм массового общества не помешают распаду общего мира на осколки; крушение тут как раз большей частью и происходит именно через нивелирование множественности, в какой то же самое внутри человеческой плюральности показывает и поддерживает свою тожественность. Такие катастрофические крушения известны нам в истории из эпох насильственных властителей, которые столь радикально изолируют подданных друг от друга, что никто уже не может сойтись и договориться с другим. Однако подобное происходит также и в массовых обществах и в ситуации массовых истерий, когда все вдруг начинают вести себя так, словно они члены громадной единодушной внутри себя семьи, и где истерия возникает из-за того что какой-то один аспект гигантски раздувается. В обоих случаях мы имеем дело с радикальными феноменами приватизации, т. е. с состояниями, в которых никто уже не может видеть и слышать другого или быть увиденным и услышанным. Каждый загнан теперь в свою субъективность как в изолятор, и эта субъективность не становится менее субъективной, а полученный в ней опыт - менее уникальным оттого, что кажется размноженным до бесконечности. Общий мир исчезает, когда его видят уже только в одном аспекте; он вообще существует только в многообразии своих перспектив".
Х. Арендт. Vita activa (пер. Бибихина). Выделение мое.
В каком-то из диалогов с С. Волковым Бродский остроумно удивлялся, почему, например, он и Брежнев - существа "одной природы". Говорил, что никогда не мог в взять в толк, как это возможно. А между тем, да, биологически - одной природы. Но не более, чем биологически. Привычка подсовывает "дополняющую" мысль о человеке как о "био-социальном" существе. Но Арендт настаивает, что и это - ошибка. Социальность свойственна и животным. А вот политика - "пространство свободы" - животным не свойственна. Только СОЗДАНИЕ общего мира делает людей людьми. Возникает остановка в этом созидании, - и начинается распад "биомассы" на "элементарные частицы".
Арендт,
реальность,
Бродский,
политика,
общечеловеческая природа