Nov 07, 2013 01:05
По Арендт, проблема состоит "не в том, как примирить свободу и равенство, а как примирить равенство и авторитет".
Х. Арендт. О революции.
Политическая свобода возможна только в пространстве, которое возникает между равными на основе из взаимных обещаний и договоренностей. Поэтому проблемы в примирении свободы и равенства, по Арендт, нет, если это истинная свобода и истинное равенство в пространстве политики.
А вот проблема авторитета была для всех революций ключевой, потому что революция - сугубо секулярное действие, не имеющее права претендовать на роль высшего религиозного авторитета с тех самых пор, как в европейской истории произошло разделение светской и религиозной власти.
Проблему авторитета и примирения с равенством Американская революция решила следующим "новаторским" образом:
"Среди "многочисленных нововведений на американской сцене (Мэдисон), пожалуй, самое значительное и уж, пожалуй, самое заметное , состояло в перемещении места пребывания авторитета из (римского) сената в Верховный суд".
Х. Арендт.
Самое слабое место нынешней "власти", безусловно, в отсутствии "места пребывания авторитета". Между тем, таким местом мог бы быть Конституционный Суд. Если бы... не жесткая встроенность КС в "вертикаль власти".
Однако, заметим, двое судей КС в 2009 году вступили в конфликт с политикой "вертикали власти":
"2 декабря 2009 года Совет судей России принял самоотвод судьи Конституционного Суда Владимира Ярославцева как члена Совета судей, который в августе этого года выступил с жесткими обвинениями в адрес руководства страны и созданной им вертикали власти. При этом В. Г. Ярославцев остался судьей Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья Анатолий Кононов написал заявление об уходе со своей должности с 1 января 2010 года. Причина ухода - несогласие с нарушением принципа независимости судей со стороны исполнительной власти России".
(Википедия)
Вообще, любопытное чтение - про Конституционный Суд в Википедии. По сути, про то, как Россия "один из самых серьезных вопросов современной политики" низводила до уровня "разборки в туалете подворотне".
КС,
Арендт,
авторитет,
равенство,
свобода