До его смерти (17 апреля) ничего о нем не слышал. А теперь прочитал кое-что. Например,
это и
это. Замечательный ведь был человек.
Пожалуй, мне сейчас интересны разные типажи интеллектуалов, Живов интересен как "современный православный" - человек, трезво воспринимающий свое время, не пытающийся убежать из него в стилизованную надуманность, пропускающий трезвую веру через реторту не менее трезвого разума.
Другой тип - точно мыслящий - в том числе широко за пределами своей науки - ученый. В этом плане интересны
мемуары акад. С. П. Новикова, по большей части посвященные математико-физической кухне, но есть куски, где он пишет о политике, истории, вплоть до современной (например, описывает типаж В. Буковского или замечает, что большевистская власть от западной отличалась только тем, что совершала преступления против своего народа, в то время как на арене внешней политики большой разницы нет и не было).
Наконец, интересны люди, осмысляющие историю в максимально широком контексте (Бадалян и Криворотов, Дж. Даймонд). Опирающиеся на землю в буквальном смысле. Ищущие истоки человеческих событий в географии и ее влиянии на умы и дела людей (Бадалян и Криворотов кладут в фундамент своей концепции "несущую способность земли").
Между тремя этими типами я совершенно четко чувствую внешнее противоречие. И пытаюсь найти внутреннее единство. Осмыслить время и мир, в котором мы живем, без соединения этих трех точек зрения мне представляется невозможным. Задача именно в трудном соединении.
А в целом ощущение надвигающейся катастрофы (масштаба 1914 года) не отпускает в последнее время. Все указывает на то, что к этому катимся.