May 04, 2011 12:22
Прочитал "Время. Хаос. Квант" Пригожина.
Читаю "Критические очерки европейской антропологии" С. Хоружего.
Пригожина перечитываю. Собственно, им осмысляется проблема "бытие и становление", о которой постоянно говорит и Г. Вейль как о первоисточнике математической интуиции.
Главный "герой" книги - "стрела времени", разрывающая статичное евклидово пространство с декартовой системой координат.
"Исключение стрелы времени с необходимостью приводит к двойственному описанию Вселенной: с одной стороны, к обратимым во времени микроскопическим законам, выражаемых в терминах траекторий или волновых функций, с другой стороны - к феноменологическим законам с нарушенной симметрией во времени.... Здесь мы снова встречаемся с традиционным декартовским дуализмом между материей, характеризуемой протяженностью, и человеческим разумом с присущей ему способностью мыслить". (Пригожин).
С. С. Хоружий, кстати, в своей книге Декарту посвящает целую главу, считая его мысль "рубежом в развитии европейской концепции Человека".
Вряд ли я сильно ошибусь, если предположу, что деление Мизесом всех суждений на "суждения о существовании" и "ценностные суждения" - это продолжение все той же темы "рассечения" Декартом Человека на две несвязанные половинки.
В то же время в перспективе "стрелы времени" это деление теряет всякий смысл.
Илья Пригожин. С. С. Хоружий. Мизес. Дек