Когда-то считалось, что жизнь самозарождается из пыли и грязи. Потом от этой идеи пришлось отказаться. Выражения типа "спонтанный порядок" кажутся мне чем-то подобным идее зарождения жизни из пыли. Т. е. чушь собачья (циническая) по большому счету. Абсолютное игнорирование феномена мышления, которое сначала возникает в голове одного индивидуума, а потом уже расходится от него как круги по воде в пространстве культуры. И таких индивидов в истории человечества было не слишком много. Может, тысяча, может, чуть больше. А остальные миллиарды организовывают свою жизнь, ориентируясь на их мысли. В этом смысле на вопрос, почему Запад есть Запад, а Россия есть Россия, ответ такой: потому что "Аристотель не прочитан образованным обществом России до сих пор".
Эти слова сказаны человеком, который знал, о чем говорил - Сергеем Сергеевичем Аверинцевым. Им же было сказано: Платон современен, Аристотель - актуален. В своей
статье "Христианский аристотелизм как внутрення форма западной традиции и проблемы современной России" он написал, в частности:
"...характеристика добродетели как правильной меры очень важна для построения социальной этики. В этом пункте аристотелизм сотрудничал с римским правом, и совокупное действие этих факторов создавало первостепенное достижение Запада: построение отмеренной дистанции между индивидами в пространстве внеличного закона. То есть, разумеется, для христианина источник закона есть личный Бог, но сам по себе закон внеличен, нейтрален по отношению к индивидам, которых он объемлет, как нейтрально по отношению к телам пространство Ньютона. Индивиды - падшие, грешные, и потому их необходимо защитить друг от друга; вокруг каждого должна быть зона дистанции, создаваемая социальной конвенцией, а их отношения регулируются договором.
Когда русский читает старые католические книги по моральной теологии, "то поражает, как подробно там оговариваются границы права ближнего на свои личные секреты, не подлежащие разглашению под страхом греха, и тому подобные загородки вокруг территории индивидуального существования, и насколько часто там употребляется одно важнейшее, привычное для нас отнюдь не в сакральных контекстах слово: "договор". Ведь даже идея Общественного Договора как источника полномочий власти, сыгравшая памятную всем роль у Руссо и в идеологии французской революции 1789 года, восходит к трактатам иезуитов XVI-XVII веков, споривших с учением о божественном праве королей, и далее, к христианскому аристотелизму Схоластики". (все выделения мои)
Не случайно, что в России ХХ века было два выдающихся философа-платониста (Лосев и Любищев), но единственный философ-аристотелианец (Алиса Розенбаум, она же Айн Рэнд) предпочла Россию покинуть.
Статья Аверинцева, по-моему, обязательно к прочтению для каждого, кто хотел бы жить в Свободной России.
Потому что без осознания простой мысли об исключительной важности Аристотеля для осознания любых "проблем России" все споры об этих проблемах оказываются чушью собачью. Т. е. сплошным пустословием. Чтобы жить в Свободной России, надо прочитать Аристотеля.