Мизес об искажениях сверху, а также об искажениях снизу

Jan 31, 2010 19:32



Ну, наконец, в голове сформулировался главный пункт моего несогласия с Мизесом вообще, и с либертарианством ротбардианского толка в частности. Да-да, чтение "Философии свободы" Штайнера не прошло даром :) Заодно и между минархизмом и анархо-капитализмом определился.

Если в одной фразе попытаться выразить весь смысл праксеологии, он сведется к ( Read more... )

Мизес, минархизм, производство и потребление, либертарианство, анархо-капитализм, государство

Leave a comment

Re: вынося за скобки мысли, ценности cheralpa January 31 2010, 17:51:38 UTC
Да, Мизес так и говорит. К этому я и "придираюсь". Праксиология - наука о средствах, а не о целях. Но исключая из рассмотрения цели (а также ценности и нравственность) людей, Мизес на самом деле убивает предмет исследования.

Да, Мизес вполне корректно показывает, как образуются цены. И так же корректно показывает, как эти цены искажаются под влиянием власть имущих. Просто власть имущие приходят на рынок со своим властным ресурсом и используют его для изменения цен точно так же, как изменило бы цены на алмазы открытие нового гигантского месторождения. Но второй вариант, по Мизесу, нормальный, а первый - нет. Однако, в рамках этического релятивизма Мизеса, оба варианта, на самом деле, равноценны и оба "нормальны". Каждый действует на рынке как может, в том числе и на "рынке силы".

Ротбард попытался "скорректировать" этический релятивизм Мизеса, но, по-моему, его попытка еще менее удачна. Но это отдельная тема.

Я готов признать, что я не разобрался в чем-то у Мизеса и Ротбарда, если мне конкретно покажут, в чем именно. Для того и пишу, чтобы, либо остаться при своем суждении, либо понять, где я неправ.

Reply

Re: вынося за скобки мысли, ценности vitalymakarenko January 31 2010, 18:23:58 UTC
Буду отслеживать камменты - страсть как не люблю писать развернуто:) Думаю, что в этом тезисе Просто власть имущие приходят на рынок со своим властным ресурсом и используют его для изменения цен точно так же, как изменило бы цены на алмазы открытие нового гигантского месторождения. Но второй вариант, по Мизесу, нормальный, а первый - нет. основной "недочёт" - власть имущие не могут выходить на рынок по определению:)

Reply

Re: вынося за скобки мысли, ценности cheralpa January 31 2010, 18:53:05 UTC
Смотря что понимать под рынком. Власть имущие несут на рынок свой кредит доверия и приносят оттуда налоги, которые могут использовать как для пополнения кредита доверия, так и для чего-нибудь другого. В чем отличие от любого другого бизнеса? Как и другие участники рынка, они преследуют свои цели и используют самые разные имеющиеся в наличии средства.

Reply

Re: вынося за скобки мысли, ценности alex_k February 1 2010, 00:21:27 UTC
Смотря что понимать под рынком

ЧД, с. 243-307, + в разных местах.

Ротбард. Власть и рынок. (практически вся книга)

Reply

Re: вынося за скобки мысли, ценности alex_k February 1 2010, 00:34:51 UTC
этического релятивизма Мизеса

Это было бы смешно, если бы не было так грустно: все тексты Мизеса на русском и английском языках лежат в сети. Что мешает скачать их на жесткий диск, сделать в ворде один большой файл из, например, ЧД, Теории и истории, Либерализма и сделать поиск на "морал[ь]", "этика", "утилитаризм"?

Reply

Re: вынося за скобки мысли, ценности cheralpa February 1 2010, 16:10:51 UTC
Мне достаточно одного текста:

On Mises's Ethical Relativism by M. Rothbard.
http://mises.org/daily/2968

Вы о нем не знали или забыли? Ротбард тоже не догадался использовать функцию "поиск"?

Reply

Re: вынося за скобки мысли, ценности alex_k February 1 2010, 16:41:25 UTC
Мне достаточно одного текста

вот-вот, а мне недостаточно.

Это старый спор между сторонниками естественного права и утилитаристами. Я пока не хочу в него ввязываться (именно потому, что мне недостаточно "одного текста", а глубоко вникать нет времени, хотя интерес есть).

Ротбард, воюя с утилитаристами, нередко представляет их позицию в карикатурном виде, а потом легко развенчивает.

Если говорить о Мизесе и этике, то в указанной вами статье есть такая фраза "To Mises, ... Ultimate ends, values, ethics, are simply subjective, personal, and purely arbitrary."

Выделенное просто неверно фактически. В одном месте Мизес прямо пишет, в каком смысле он считает этику объективной наукой. Сейчас я не помню, где именно, но предлагаю вам найти этот фрагмент самому.

Познакомившись с праксиологией, Ротбард, который к тому времени уже был приверженцем стественного права, решил, что этику можно построить по принципу праксиологии - аксиоматически [и априорно - здесь не уверен]. Этот проект, на мой взгляд, у него не удался.

Reply

Re: вынося за скобки мысли, ценности cheralpa February 1 2010, 17:14:35 UTC
Да, очень любопытно, в каком смысле Мизес считает этику объективной наукой. Боюсь, что в кантианском :( "Не делай другим то, чего не желаешь себе". Очень удобная предпосылка для конструирования праксеологии.

Поищу, спасибо.

Reply

Re: вынося за скобки мысли, ценности alex_k February 1 2010, 17:22:11 UTC
На всякий случай: этика не является предпосылкой для "конструирования" праксеологии. (я бы даже сказал - наоборот)

Reply

Re: вынося за скобки мысли, ценности cheralpa February 1 2010, 18:03:32 UTC
Коли праксеология претендует на место рядом с математикой и логикой, разумеется!

Reply


Leave a comment

Up